Таким образом, с самого начала и по самой своей природе философия науки была теоретически рассогласованной: отождествляя разум с наукой, она в то же время ищет его в философии и философскими методами. С одной стороны, это продолжение традиционных, можно сказать, многовековых ходов философской мысли. Здесь кстати высказывание Эрнеста Нагеля: «Хотя термин «философия науки» как название специальной ветви исследований Употребляют относительно недавно, он охватывает исследования, преемственные с теми, которые веками продолжались в таких традиционных разделах философии, как «логика», «теория познания», «метафизика» и «моральная и социальная философия»5. Другой стороны, отождествляя разум (на основании идеологических предпосылок, которые в этом случае являются внешними к ее собственному теоретическому пространству) с определенной областью культуры, философия науки берет на себя обязательство, которое не может выполнить. Ибо оно предполагает доступ к инструментам исследования, которых философ
[...]
Экономика Петербурга 31
Отсюда мы должны заключить, что философия науки является философией науки не только по названию и даже не только по устремлениям. Наука, эта социокультурная реальность, есть в полном смысле слова объект исследования указанной дисциплины, благодаря тезису, отождествляющему рациональность с научным методом, — тезису, внешнему к философии науки как таковой, но восстанавливающему интеллектуальную традицию, из которой эта дисциплина вышла. «Вопрос о науке» здесь и в самом деле оказывается вопросом о науке, за вычетом того, что он плохо поставлен, ибо помещен в неправильный теоретический контекст и решается неподходящими исследовательскими средствами. Философы науки, должно быть, с самого начала более или менее сознавали противоречие между теоретическими приемами и исследовательской техникой, с одной стороны, и целью исследования — с другой. Часто повторяемые попытки определить предмет философии науки так, чтобы примирить идеологию с техникой исследования, явно свидетельствуют об этом. И
[...]
Экономика Петербурга 32
Рейхенбах, однако, сознает, что философия науки (появляющаяся здесь еще под традиционным термином «эпистемология») не готова изучать «социологический факт» в этом смысле. Вот почему, говорит Рейхенбах, она изучает не столько этот факт, сколько его «логический заменитель»: «Эпистемология не рассматривает процессы мышления в их фактическом протекании. Эта задача целиком оставлена для психологии. Устремления же эпистемологии в том, чтобы выстроить процессы мышления в порядке, в котором им следовало бы протекать, если б они составляли непрерывную систему; или найти логически оправданные наборы операций, которые можно вставить между исходной точкой и результатом мысли-ельного процесса вместо реальных промежуточных звеньев его. самым эпистемология рассматривает не реальный процесс, некий логический заменитель. Ради него и был введен термин одциональная реконструкция... Следовательно, против эпистемолоческой конструкции недопустимо возражение, что действительное мышление не соответствует
[...]
Экономика Петербурга 33
линым. М., 1880. Репринтное изд. Судьбы людей: Россия XX век. М., 1996 Сексуальные отношения после шестидесяти. Аккерман Д. Любовь в истории. Ларю Д. Секс в библии. М., 1995 Интимная сексуальная жизнь знаменитых людей. Минск, 1993 Каприо Ф. Многообразие сексуального поведения. М., 1995
Изоляция При изоляции вызывающие тревогу аспекты какой-то ситуации отделяются от остальной части психики. Это операция расчленения, в результате которой с событием остается связанной в лучшем случае незначительная часть эмоциональных реакций. Когда человек обсуждает проблемы, которые были изолированы от остальной части личности, события описываются им без всяких чувств, как если бы они происходили с третьими лицами. Такой стоический подход может стать доминантным стилем преодоления трудностей. Человек может все больше и больше предаваться отвлеченным идеям, утрачивая контакт со своими чувствами. Дети иногда используют изоляцию в играх, разделяя свою личность на хорошую и п
[...]
Экономика Петербурга 34
Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988 Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.,1991 Ларк С. Вторая молодость женщины. СПб., 1997 Лев-Старович 3. Секс в культурах мира. М., 1991 Леле Ж. Трактат о ласках. М., 1994 Рейниш Д., Бислей Р. Грамматика любви. М., 1995
Согласны ли вы, что все модели поведения в перечне Холла действительно регрессивны? --- Сублимация Это процесс, посредством которого энергия, первоначально направляемая на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется на новые цели, часто имеющие художественный, интеллектуальный или культурный характер. Сублимация получила название «успешной защиты» (Fenichel, 1945). Если первичную энергию можно представить в виде реки, которая периодически выходит из берегов, разрушая дома и причиняя ущерб, тогда сублимация — это построение дамб и прорытие отводных каналов. Они, в свою очередь, могут быть использованы для выработки электроэнергии, ирригации засушливых земель, разбивки п
[...]
Экономика Петербурга 35
Рубинов А. Интимная жизнь Москвы. М., 1995 Штарке К., Фридрих В. Любовь и сексуальность до 30 лет. М., 1991 Социальная помощь пожилым людям. Агапов Е.П. Введение в социономию. Р-Д., 1997 Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М., 1995 Дыскин А.А., Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. М., 1988 Жуков В.И. Социальное образование в России: опыт и проблемы./ Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М., 1997 Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994 Обучение социальной работе в России. М., 1997
Дальнейшее развитие психоаналитической теории: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт и Хайнц Кохут [Идея и ее реализация принадлежат Уильяму Брейтеру (William Brater).] Начиная со своего революционного появления в первой четверти XX в. психоаналитическая традиция развивалась в нескольких направлениях. Это развитие успешно распространило теорию и психотерапевтичес
[...]
Экономика Петербурга 36
Проблемы медико-социальной помощи инвалидам и престарелым в домах-интернатах. М., 1986 Проблемы социальной работы в России /Материалы Первой Национальной конференции/. М., 1995 Резников С.Г., Рожков А.Г. Жильцы дома-интерната для престарелых. // Социологические исследования. 1991, N 2 Словарь-справочник по социальной работе (под ред. Е.И.Холостовой) М., 1997 Сокин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1984 Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. М., 1997 Справочное пособие по социальной работе. М., 1997 Теория социальной работы / под ред. Е.И.Холостовой. М., 1998 Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995 102 Зарубежный опыт социальной работы.
«Если мы обретем способность, глубоко в бессознательной части нашей психики, очистить в определенной степени свои чувства к нашим родителям от обид и простить им ту фрустрацию, которую нам пришлось испытать, тогда мы сможем жить в мире с собой и любить других в истинн
[...]
Экономика Петербурга 37
Дельпере Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. М., 1993 Обучение социальной работе: состояние и перспективы /Материалы Международных Конгрессов Школ социальной работы/ М., 1997 Перехов А.Я., Думбай В.Н. Семейно-сексуальные гармонии и дисгармонии. Р-Д„ 1997 Система социальной защиты в Федеративной Республике Германия. М., 1993 Социальное обеспечение в странах Северной Европы. М., 994 Социальное обеспечение в странах Запада : Франция, ФРГ, Италия. М., 1994 Социальная работа в Германии. М., 1996 Социальная работа за рубежом /под ред. В.И.Жукова. М., 1996 Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992 Социальная работа с пожилыми. М., 1995 Bromley D. The psychogy of human ageing. London, 1966 Butler R.N. Ageism: Another from of bigotry. Gerontologist, 1969 Erikson E. Identiy. Youth and crisis. N-Y., 1968 Rose A.M. The subculture of aging: A framework in social gerontology. In A.M. Rose & W.A.Peterson (Eds.), Older people in their social w
[...]
Экономика Петербурга 38
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ АЛЬПЕРОВИЧ ВАЛЕРИЙ ДМИТРИЕВИЧ СТАРОСТЬ. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ Редактор И.А. ПЕХТЕРЕВА Сдано в набор 7 мая 1998 г. Подписано в печать 18 мая 1998 г. Формат 60x84/16 Бумага офсетная
Хайнц Кохут (1913—1981) Хайнц Кохут (Heinz Kohut) положил начало психоаналитической школе мысли, называемой я-психологией. Выросший и получивший образование в Вене, он, подобно Фрейду, был вынужден покинуть Австрию из-за нацистов в 1939 году. Он окончил медицинскую школу и получил свою психоаналитическую подготовку в Соединенных Штатах. Его работа на начальном этапе рассматривалась как продолжение модели Фрейда, и он старался включить влечения в разрабатываемую им теорию «я» (St. Clair, 1986). Однако в итоге Кохут пришел к выводу, что личность развивается в двух направлениях: одно ведет к зрелости эго, как Фрейд понимал этот термин, а другое — к зрелости «я», области, не имевшей четкого определения (Kohut, 1977). Некоторые другие ученые, в частности Уинни
[...]
Экономика Петербурга 39
Деструктивная работа Куна сводится к тезису, что «в деле выбора теории сила логики и наблюдения в принципе не может быть принудительной» 19, и к оправданию этого тезиса, равно опирающегося и на логическую аргументацию, и на конкретный исторический материал. Не стоит разбирать, больше или важнее вклад в эту область Куна, чем, например, Фейерабенда. Что бы мы ни говорили об этом, совсем не случайно, что имя Куна символизирует конец эпохи «логической реконструкции науки» в той или иной форме (от «логического анализа языка науки» до «логики научного открытия»). Конструктивная часть программы Куна много скромнее. Ее сердцевину составляет тезис, который можно изложить словами Куна же: «Каким бы ни был научный прогресс, мы должны объяснять его, изучая природу научной группы, узнавая, что она ценит, что только терпит и что презирает» 20. Этот тезис привел некоторых к убеждению, что Кун «сводит философию науки к психологии науки» (Лакатос) или подменяет методологию «законом толпы» (Поппер).
[...]