Brome V. (1978). Jung: Man and myth. New York: Atheneum. Hannah B. (1976). Jung: His life and work. New York: Putnam. McGuire W. (Ed.) (1974). The Freud/Jung letters. Princeton, NJ: Princeton University Press. Mosak H. (Ed.) (1973). Alfred Adler: His influence on psychology today. Park Ridge, NH: Noyes. Stepansky P. E. (1983). In Freud's Shadow: Adler in context. Hillsdale, NJ: Analytic Press.
Повествовательный стиль Джеймса, повторяющий подъемы и спады сознания, наводит на мысли о том, что он был рожден под влиянием автоматической речи и письма. Этот сформировавшийся в зрелом возрасте стиль связан и с некоторыми переживаниями детства. Оба брата в семье Джеймсов, Уильям и Генри, наблюдали сеансы автоматического письма введенного в транс медиума в ходе экспериментов, проводимых доктором Джеймсом Джоном Уилкинсоном. Генри Джеймс старший посылал мысленные сигналы своему соседу Уилкинсону, когда они проживали в местечке Сен-Джонс Вудс зимой 1855 года; в ту пору Генри бы
[...]
История мировых кризисов 21
Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значение эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из так называемых эго-психологов был Эрик Эриксон. Как и для других постфрейдистов, для Эриксона наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Однако из этого не следует, что в своей теории он пренебрег биологическими или социальными факторами. По сути дела, Эриксон настаивал на том, что любой психологический феномен может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов. К другим особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие: 1) акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека; 2) упор на «нормальном», или «здоровом», а не на патологическо
[...]
История мировых кризисов 22
Сын отца-датчанина и матери-еврейки, Эрик Эриксон (Erik Erikson) родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за д-ра Теодора Гомбургера. Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что д-р Гомбургер приходился ему отчимом. Позже, подписываясь под своими первыми психоаналитическими статьями, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализовался как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию. <Эрик X. Эриксон (1902-1994).> В отличие от других персонологов, упомянутых в этой книге, Эриксон не получил формального высшего образования после окончания школы. Он учился в «гуманистической гимназии» в Германии и, несмотря на то, что был посредственным студентом, преуспевал в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он пос
[...]
История мировых кризисов 23
37. См.: ibid., P. 117, 119. 38. Это можно проследить и по сочинениям классиков немецкой философской антропологии. См.: Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 31 — 201.
В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая тоже посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двоих сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты и поселилась в Бостоне, где годом раньше было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь в лечении детей. Он также был штатным сотрудником клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы. Эриксона даже зачислили кандидатом на соискание степени доктора по психологии в Гарварде
[...]
История мировых кризисов 24
39. эта тема в недавнее время весьма интересно была разработана в книге: М a n i-с a s Р. Т. A history and philosophy of the social sciences. Oxford and N. Y., 1987. 40. Намек на такую постановку вопроса мы находим у Аристотеля, например, в «Риторике», где он говорит, что есть нечто справедливое и несправедливое по природе, что признают все народы, даже если между ними нет на этот счет никакой связи или соглашения (Риторика 1373 Ь): от противного можно было бы рассуждать именно об этой связи или соглашении.
В 1960 году, после года работы в Центре передовых исследований в области бихевиоральных наук в Пало-Альто, штат Калифорния, Эриксон снова возвратился в Гарвард, где проработал до 1970 года. После ухода из Гарварда Эриксон продолжал уделять много времени применению своей схемы жизненного цикла человека к изучению известных исторических личностей и американских детей, преимущественно из групп социальных меньшинств. Его великолепное психобиографическое исследование истоко
[...]
История мировых кризисов 25
40а. Тенденциозно, но четко выявил эту связь А. Гелен в первых двух главах своей книги «Мораль и гипермораль». См.: G е h 1 е n A. Moral und Hypermoral. Eine pluralistische Ethik. Frankfurt a. M; Bonn, 1969. 40b. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. М., 1988. С. 516.
В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, ограничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии. И наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жиз
[...]
История мировых кризисов 26
41. См.: Luhmann N. Die Weltgesellschaft. In: Idem. Soziologische Aufklarung 2. Opladen, 1975. P. 51 — 71. Wallerstein I. Societal Development, or Development of the World-System?// International sociology. 1986. vol. 1. n 1. P. 3 — 17. 41а. S с h m i 11 C. Der Nomos der Erde im Volkerrecht des Jus Publicum Europaeum. Koln, 1950. P. 13—20.
«1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия; 2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития» (Erikson, 1963a, р. 270). В книге «Детство и общество» (1963а) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального
[...]
История мировых кризисов 27
41b. D e m p f A. Sacrum Imperium. Geschichts-und Staatsphilosophie des Mit-telalters und der politischen Renaissance. Munchen u. Berlin, 1929. P. 106 — 107. 42. Ibid., P. 126.
Таблица 5-1. Восемь стадий психосоциального развития Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона 1. Орально-сенсорная Рождение — 1 год Базальное доверие — базальное недоверие Надежда 2. Мышечно-анальная 1—3 года Автономия — стыд и сомнение Сила воли 3. Локомоторно-генитальная 3—6 лет Инициативность — вина Цель
- Воля — это соединение усилия (преодоление рассеянности, заторможенности или лени) и внимания (сосредоточенное сознание). Воля необходима для того, чтобы подвести индивида вплотную к измененному состоянию мистического «единения», к космическому или единому сознанию. - Основным стремлением человеческих существ является улучшение их благосостояния. - Эмоция зависит от обратной связи с телом. Успехи в психофармакологии частично поддерживают это основное положение
[...]
История мировых кризисов 28
43. Ibid., P. 136. 44. Ibid., P. 134.
4. Латентная 6—12 лет Трудолюбие — неполноценность Компетентность 5. Подростковая 12—19 лет Эго-идентичность — ролевое смешение Верность 6. Ранняя зрелость 20—25 лет Интимность — изоляция Любовь 7. Средняя зрелость 26—64 года Продуктивность — застой Забота 8. Поздняя зрелость 65 лет — смерть Эго-интеграция — отчаяние Мудрость
- Джеймс описывал собственное «я» как постоянно колеблющееся поле, и это, в общем, соответствует полученным данным, что личность может потерять то, что называется личной индивидуальностью, не чувствуя потери реальной идентичности. Время, место и сознание взаимодействуют. - Любая теория личности, которая не учитывает меняющиеся состояния сознания, является неполным описанием человеческого опыта. - Та часть сознания, в которой наше осознание себя не меняется, — всего лишь небольшая часть сознания, представляющая собой частный случай со своими ограничениями и правилами. - При исследованиях б
[...]
История мировых кризисов 29
44а. G i е г k e O. v. Johannes Althusius und die Entwicklung der naturrechlichen Staatstheorien. Breslau, 4 1929. P.61; Anm. 12. Приведем еще принципиально важное рассуждение Карла Шмитта о пространстве закона: «Охватывающее международно-правовое единство европейского Средневековья называлось «Respublica Christiana» и «Populus Christianus». Оно имело ясную локализацию и ясный строй. Его номос был определен следующими членениями: территория не-христианских, языческих народов есть область христианской миссии; папа может своим поручением предназначить ее для исполнения христианской миссии какому-либо христианскому князю. Византийская империя, в которой находит свое непрерывное продолжение Римская империя, — это отдельная проблема права народов, но практически она затрагивает лишь Балканы и Восток. Территория исламских царств считалась враждебной областью, которую можно было завоевать и аннексировать крестовыми походами. ...Существенно, что внутри христианской области войны между христиа
[...]