НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ П. А. СОРОКИНА* 10-го февраля с. г. скончался заслуженный проф. Гарвардского университета, самого старого в Новом Свете и наиболее почитаемого в ученых и студенческих кругах. Скончался П. А. в собственном доме, окруженном садом, в котором покойный охотно работал. Незадолго перед смертью он праздновал с женой, специалисткой по биологии, золотую свадьбу. Родился П. А. в январе 1889 г. в крестьянской семье, притом в одном из самых глухих уголков Европейской России, в той части Вологодской губернии, которая ныне стала именоваться автономной республикой Коми (зырян). Редкая, завидная судьба! Она напоминает судьбу Ломоносова, который также родился на крайнем севере России, в Хол-могорах, в Архангельской губернии, также в крестьянской семье. Об этом я уже писал в «Новом журнале», кн. 79 *. В этой статье я не буду говорить о биографии Сорокина, а вкратце обрисую вклад Сорокина в ту науку, которой он посвятил жизнь, а именно в теоретическую социологию. Прежде всего П. А. да
[...]
Экономический смысл 41
* В кн. 79 статья, на которую ссылается Н.С. Тимашев, отсутствует. Данная статья помещена в кн. 74 (см. с. 455—460 настоящего издания). По его определению, социология есть наука об обществе, занимающаяся теми свойствами общества, которые проявляются во всех видах бытия и изменения общества, а также соотношением между отдельными видами, напр., политическим и экономическим. Это определение навеяно трудами проф. Л. Петражицкого, взгляды которого Сорокин сохранил до самого конца своей научной деятельности. Петражицкий утверждал, что если сам объект изучения состоит из п видов, то необходимо построить п-\-1 теорий, из которых п будет покрывать каждый из видов, и п + 1 -и — теорию, которая их объединит. Это отнюдь не означает, что социология стоит выше наук об отдельных видах общественных явлений, как учили некоторые ранние социологи. Социология не выше, например, экономики или криминологии (т.е. науки о преступлениях и наказаниях).
Итак, перед Сорокиным, как и перед другими социологами, стояла задача установить элементы, и, следуя за Зиммелем, одним из выдающихся немецких социологов конца XIX века, Сорокин признал необходимым элементом каждого социального явления взаимодействие, которое он определил так: взаимодействие дано, если действие А значительно или ощутительно влияет на поведение Б; это последнее может влиять на важнейшие действия А, но это не обязательно. Взаимодействие может проявляться в действиях нескольких лиц, иными словами, привести к образованию целых цепей. Если взаимодействие между несколькими лицами часто повторяется, то можно сказать, что эти лица образуют социальную группу, кратковременную или длительную. Отдельные группы обнаруживают тенденцию сливаться в более или менее прочные конгломераты, которые мы называем системами. Система — очень общее научное понятие, которое может быть приложено не только к развитым социальным группам, но и к идеям, например, система римского права, но такие с
[...]
Экономический смысл 43
Общества, из которых слагаются системы, могут быть организованы, неорганизованы, дезорганизованы. Каждое организованное общество несет какой-нибудь «центральный» смысл или ценность; эта последняя часто сводится к «идее». Центральное ядро непременно состоит из логически согласимых предложений. Нормы, о которых тут говорит Сорокин, почти всегда начинаются «правовыми». Здесь опять чувствуется влияние Л. Петражицкого, крупного русско-польского ученого, которое осталось у Сорокина до самого конца. Культура, понятие, которому Сорокин отдал много труда, есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или другой стадии его развития. Некоторые культурные системы независимы от признания их; простейшим примером может служить 2X2=4. Другие зависят от признания (напр., разные физические теории). Многие системы могут быть объективированы, т. е. выражены в форме, понятной многим. Наконец, отдельные системы могут стать «социально-культурными», т. е. действенными в чело
[...]
Экономический смысл 44
Главным свойством социально-культурных систем является тенденция к объединению в системы высших рангов, в которых отражаются смыслы и ценности отдельных систем. Такие системы Сорокин называет «сверхсистемами», которые по необходимости связаны с теми или другими населениями. К сожалению, Сорокин не дает определения термину «население». Но он утверждает, что всякая сверхсистема может быть разложима на пять следующих систем: язык, религия, искусство, этика, наука. Но «сверхсистема» не совпадает с совокупностью культурных ценностей, принимаемых данным населением. Кроме систематизированных элементов, наблюдаемых в данном населении, в культуре данного общества попадаются пучки смыслов (идей) и ценностей, несог-ласлмых с господствующей сверхсистемой. Так, например, в России начала 19-го века господствовала культура, которую можно было бы, по следам Уварова, именовать православной и самодержавной, но уже тогда появлялись ростки атеизма и вера в демократию. Термин «система», как уже было ск
[...]
Экономический смысл 45
Весьма значительно и убедительно Сорокинское построение типов культуры. На основе внимательного изучения классической (т. е. греко-римской) культуры и европейской культуры за два тысячелетия, Сорокин пришел к выводу, что основных типов культуры только два — идейный и чувственный. Первый тип налицо, если носители данной культуры основывают свои воззрения на господствующих идеях, хотя бы весьма примитивных; второй — чувственный тип, — если большинство носителей культуры обращает главное внимание на осязаемые чувствами предметы. Между этими двумя основными типами обнаруживается два переходных типа. Один из них Сорокин назвал идеалистическим (лучше было бы назвать — гармоническим, чтобы не вызвать смешение с идейным). Этот промежуточный тип характеризуется как сочетание двух основных типов, иными словами, слияние обоих элементов в целое, в котором признается значение и идей и чувственно осязаемых предметов. Образцами этого типа можно считать Золотой Век древней Греции (приблизительно с V
[...]
Экономический смысл 46
В-третьих, все три типа, особенно E и N, имеют смысл теоретически. Юнг, Фрейд и другие теоретики отмечали, что такие факторы, как экстраверсия/интроверсия и тревожность/эмоциональная стабильность, оказывают значительное влияние на поведение. Нейротизм и психотизм не являются свойствами исключительно патологических индивидуумов, хотя психически больные действительно показывают более высокие оценки по шкале, измеряющей эти два фактора, чем нормальные люди. Айзенк предлагал теоретическое обоснование фактора P (психотизм), построенное на гипотезе, что характеристики психического здоровья в основной массе людей распределены непрерывно. На одном конце холмообразного распределения находятся такие исключительно здоровые качества, как альтруизм, хорошая социальная приспособленность и сопереживание, а на другом конце — такие свойства, как враждебность, агрессивность и склонность к шизофреническим реакциям. Человек по своим характеристикам может находиться в любой точке этой непрерывной шкалы, и
[...]
Экономический смысл 47
Нейротизм/Стабильность Нейротизм (N) — второй тип, выделенный Айзенком. Как и экстраверсия/интроверсия, фактор N имеет сильную наследственную составляющую. Айзенк привел примеры нескольких научных исследований, в которых есть доказательства генетического происхождения таких невротических черт, как тревожность, истерия и вынужденные действия. К тому же он обнаружил, что относительно склонности к антисоциальным и асоциальным вариантам поведения, таким, как подростковые преступления, детские поведенческие нарушения, алкоголизм и гомосексуализм, однояйцевые близнецы гораздо меньше различаются между собой, чем разнояйцевые близнецы. Люди с высоким показателем невротизма часто имеют склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Они часто жалуются на такие физические недомогания, как головная боль или боль в спине, а также на не очень определенные психологические проблемы, такие, как волнение и тревожность. Нейротизм,
[...]
Экономический смысл 48
Рис. 27.4. Трехмерная схема, иллюстрирующая три измерения личности в теории Айзенка Итоги главы Теория типов Ганса Айзенка разработана на основе математического аппарата факторного анализа. Этот метод предполагает, что люди обладают различными относительно постоянными личными качествами, или чертами, и что эти черты можно измерить с помощью корреляционных исследований. Айзенк применял дедуктивный метод научного исследования, начиная с теоретических построений, а затем собирая данные, логически соответствующие этой теории. Айзенком было установлено четыре критерия для идентификации факторов. Во-первых, должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Второй критерий — фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. Третье — фактор должен иметь смысл с точки зрения теории. Последний критерий существования фактора — это его социальная уместность (social relevance), то есть нужно показать, что математическ
[...]
Экономический смысл 49
Интроверсия (Introversion). Один из полюсов типа E, характеризующийся тенденцией к сдержанности и склонностью к самоанализу. Противоположность экстраверсии. Нейротизм (Neuroticism). Один из полюсов типа N, характеризующийся тенденцией к тревоге, депрессии, частой смене настроений. Противоположность стабильности. Привычные действия или мысли (Habitual acts or cognitions). Реакции, которые при определенных условиях повторяются. Второй уровень иерархической модели Айзенка. Психотизм (Psychoticism). Один из полюсов типа P, характеризующийся тенденцией к уединению и отсутствием эмпатии. Противоположность суперэго. Специфические действия или мысли (Specific acts or cognitions). Индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Нижний уровень иерархической модели Айзенка. Стабильность (Stability). Один из полюсов типа N, характеризующийся тенденцией к спокойствию, отсутствию эмоций. Противоположность нейротизму. Супе
[...]