Lowry, R. (1973 a). (Ed.). Dominance, self-esteem, self-actualization: Germinal papers of A. H. Maslow. Monterey, CA: Brooks/Cole. Lowry, R. (1973 b). A. H. Maslow: An intellectual portrait. Monterey, CA: Brooks/Cole. Maslow, A. (1948). Higher and lower needs. Journal of Psychology, 25, 433-436. Maslow, A. (1964). Religions, values and peak experiences. Columbus: Ohio State University Press. Maslow, A. (1965). Eupsychian management: A journal. Homewood, IL; Irwin. Maslow, A. (1966). The psychology of science: A reconnaissance. New York: Harper & Row. Maslow, A. (1968). Toward a psychology of being (2nd ed.). New York: Van Nostrand. Maslow, A. (1970). Motivation and personality (4ed. ed.). New York: Harper & Row. Maslow, A. (1971). The farther reaches of human nature. New York: Viking Press. Maslow, A. (1987). Motivation and personality (3rd ed.). New York: Harper & Row.
Skinner B. F. (1961). Cumulative record. New York: Appleton-Century-Crofts. Ski
[...]
Спрос и предложения, на нашем рынке 51
Maslow, A. (1994). Religion, values and experience. New York: Viking. Maslow, A. (1998a). Maslow on management. New York: Wiley. Maslow, A. (1998b). Toward a psychology of being. New York: Wiley. Maslow, A. H., with Chiang H. (1969). The healthy personality: Readings. New York: Van Nostrand. Mathes, E., Zevon, M., Roter, P., Joerger, S. (1982). Peak experience tendencies. Journal of Humanistic Psychology, 22, 92-108. Metzner, R. (1986). Opening to inner light. Los Angeles: Tarcher. Maslow, A. (1989). States of consciousness and transpersonal psychology. In: R. Valle & S. Hailing (Eds.), Existential-phenomenological perspectives in psychology. New York: Plenum Press. Ornstein, R. (1972). The psychology of consciousness. New York: Viking Press. Ornstein, R. (1973). The nature of human consciousness. New York: Viking Press. Piechowski, M. (1978). Self-actualization as a developmental structure: A profile of Antoine de Saint-Exupery. Genetic Psychology Monograph
[...]
Спрос и предложения, на нашем рынке 52
Piechowski, M. (1990). Inner growth and transformation in the life of Eleanor Roosevelt. Advanced Developmental Journal, 2, 35-53. Piechowsky, M., & Tyska, C. (1982). Self-actualization profile of Eleanor Roosevelt, a presumed nontranscender. Genetic Psychology Monographs, 105, 95-153. Rychman, R. M. (1985). Physical self-efficacy and actualization. Journal of Research in Personality, 19, 288-298. Schott, R. (1992). Abraham Maslow, humanistic psychology, and organization leadership. Journal of Humanistic Psychology, 32, 106-120. Scotton, В., Chinen, A., & Battista, J. (Eds.) (1996). Textbook of transpersonal psychiatry and psychology. New York: Basic Books. Shostrom, E. (1963). Personal orientation inventory. San Diego, CA: Edits. Smith, H. (1976). Forgotten truth. New York: Harper & Row. Sumner, W. (1940). Folkways. New York: New American Library. Sutich, A. (1969). Some considerations regarding transpersonal psychology. Journal of Transpersonal Psychology 1,
[...]
Спрос и предложения, на нашем рынке 53
Tart, C. (Ed.). (1975). Transpersonal psychologies. New York: Harper & Row. Timmons, В., & Kamiya, J. (1970). The psychology and physiology of meditation and related phenomena: Bibliography I. Journal of Transpersonal Psychology, 2, 41-59. Timmons, В., & Kanellakos, D. (1974). The psychology and physiology of meditation and related phenomena: Bibliography II. Journal of Transpersonal Psychology, 6, 32-38. Valle, R. (1989). The emergence of transpersonal psychology. In: R. Valle & S. Hailing (Eds.), Existential-phenomenological perspectives in psychology. New York: Plenum Press. Vaughan, F. (1995). Shadows of the sacred. Wheaton, IL: Theosophical Publishing. Walsh, R. (1989). Asian psychotherapies. In: IL. Corsini & D. Wedding (Eds.), Current psychotherapies (4th ed.). Itasca, IL: F. E. Peacock. Walsh, R., & Shapiro, D. (Eds.). (1983). Beyond health and normality: Explorations of exceptional psychological well being. New York: Van Nostrand Reinhold. Walsh, R., & Va
[...]
Спрос и предложения, на нашем рынке 54
Wilber, K. (1977). The spectrum of consciousness. Wheaton, IL: Theosophical Publishing. Wilber, K. (1980). The Atman project. Wheaton, IL: Quest. Wilber, K. (1995). Sex, ecology, spirituality: The spirit of evolution. Boston: Shambhala. Wilber, K. (1996). A brief history of everything. Boston: Shambhala. Wilber, K. (2000a). A theory of everything. Boston: Shambhala. Wilber, K. (2000b). Intergral psychology. Boston: Shambhala. Глава 16. Йога и индийская традиция Йога делится на два направления: во-первых, она охватывает практически всю практику религии и аскезы в Индии, к ней относятся медитация, физические упражнения и священные песнопения. Во-вторых, йога — это особая школа индийской философии; ее основоположником и систематизатором считается Патанджали. Впервые йога упоминается в древнеиндийских Ведах, самом древнем из известных литературных источников. Корни йогической практики, без сомнения, уходят в глубь индийской предыстории. На санскрите слово йога обоз
[...]
Спрос и предложения, на нашем рынке 55
Аналогично и философская мысль, ищущая опоры для теологии, пришла к факту веры — «эго кредо» — как к последнему основанию религиозного мировоззрения. Как в «когито эрго сум», в опыте мысли Декартом было показано нерасторжимое единство «только мыслимой сущности» и «реального» существования, слиянность мысли и бытия, так же и в опыте веры, в акте веры, понимаемом как встреча с Богом, была усмотрена та нерасторжимая связь человека и трансценденции, которая является сущностью, самоцелью и — в рассматриваемом контексте — самооправданием религии. «Основное переживание религии — встречу с Богом — можно либо позабыть, либо утратить, но нельзя опровергнуть», — подчеркивал С. Н. Булгаков 1. Но если «основное переживание» религии представляет собой «встречу с Богом», то стержнем абсентеизма, в свою очередь, оказывается переживание отсутствия Бога. Сталкиваются два экзистенциальных опыта — разных, но не разнородных. И потому-то и возможен диалог между ними, что источник суждения о предмете спора
[...]
Спрос и предложения, на нашем рынке 56
Понятно, что религиозная критика абсентеизма, обнаружив в своем экзистенциальном исходном опыте несокрушимую цитадель, усматривает негативное содержание аналогичных структур секу-лярного сознания и отгораживается от возможных нападений на себя словами послания Иуды: «Сии злословят чего не знают» (Иуд. I, 10). Такого рода апология опирается на некоторые общелогические, общеметодологические принципы. Еще Поппер подметил асимметрию доказательства и опровержения: множество фактов не может окончательно подтвердить теорию, но, чтобы ее опровергнуть, достаточно одного факта. Любая совокупность фактов абсентеистических не может неоспоримо верифицировать свою теорию; фальсифицируется же она современными ее критиками ссылкой на факты состоявшегося диалога с трансценденцией. Позиции защитников теизма укрепляются еще и тем, что попперовская асимметрия доходит до предела в тех случаях, когда необходимо проверить теорию, основывающуюся на негативном экзистенциальном суждении (экзистенциальном в
[...]
Спрос и предложения, на нашем рынке 57
Далее, абсентеистические теории представляются религиозным критикам как содержащие логическую ошибку a dicto secundum quid ad dictum simpliciter, то есть перенос частной ситуации появления предмета на общее состояние этого предмета самого по себе. Вывод получается парадоксальный: теистическая теория, будучи сама не фальсифицируема абсентеистическими фактами («Строго экзистенциальные высказывания, — отмечал К. Поппер, — не могут быть фальсифицированы»5), сама способна фальсифицировать любые факты, ей противоречащие, — то есть не существует такого факта ( = теоретически осмысленного наблюдения), который мог бы в принципе фальсифицировать саму теистическую теорию. Но это еще не парадокс — все это еще достаточно логично и ожидаемо. Парадокс — не логический, а историко-философский — состоит в том, что в итоге теизм по определению оказывается антинаучным в попперовском смысле этого слова: ведь для Поппера антинаучной является такая теория, для которой не могут быть указаны фальсифицирующ
[...]
Спрос и предложения, на нашем рынке 58
Теистическая критика абсентеизма в этой плоскости сводится к соответствующему теоретическому осмыслению «протокольных предложений» абсентеизма — при этом абсентеизм оказывается вырожденной формой теизма и в качестве такового не отвергается, а «понимается» и даже принимается (как эйнштейновская теория приняла в себя галилеевское понимание принципа относительности в качестве своего собственного предельного, но отнюдь не исчерпывающего случая). Конфликт тяготеет разрешиться вследствие простого недопонимания, как это и предлагает ключевая для понимания этой тематики фраза немецкого писателя Шницле-ра: «Если бы верующие имели немного больше воображения, а неверующие были поумнее, то они легко могли бы сговориться между собой». Приводя эту фразу, С. Л. Франк замечает: «Это не только остроумно, но и близко к правде. Различие между верой и неверием не есть различие между двумя противоположными по своему содержанию суждениями: оно лишь различие между более широким и более узким горизонтом. Вер
[...]
Спрос и предложения, на нашем рынке 59
Кюнг почти не утверждает. Он соглашается и вопрошает. Приведем длинный перечень его вопросов, чтобы было видно, как постепенно выявляется тот круг секулярно непостижимого, который вновь и вновь ставит под вопрос просветительскую критику религии. Итак, по Фейербаху, человек — это колоссальный проектор, а Бог — это колоссальная проекция. Что ж, предлагает Кюнг, попробуем проверить. Бог как разумное существо — это проекция человеческого рассудка? Но откуда появляется сверхрациональная непостижимость Бога, постулируемая теологами? Бог-промысли-тель — проекция человеческой способности целеполагания? Но откуда же появляется неисповедимость промысла, как из знаемого получается незнаемое? Бог-Любовь — проекция человеческой нравственности? Но откуда перед Иовом ставится вопрос — принимать или не принимать злое от Бога! Или Бог — восполнение того, чего не хватает человеку? Но неужели незнание — мечта человека? Неужели подчинение — это то, чего ему не хватает. Пусть прав Фейербах в психологическ
[...]