Ю.Л. Качанов. РЕЗЕРВЫ И ТУПИКИ МАРКСИСТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ: ЦЕЛОСТНОСТЬ И ТОТАЛИЦИЗМ*
Научение через моделирование Подкрепление в научении через наблюдение Основные положения Бандуры относительно природы человека Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории Применение: «власть человеку» — саморегулируемое изменение Джулиан Роттер: теория социального научения
Enright, J. (1977). Thou art that: Projection and play. In J. Stevens (Ed.), Gestalt is. New York: Bantam, 152-159. Enright, J. (1980). Enlightening Gestalt: Waking up from the nightmare. Mill Valley, CA: Pro Telos. Fenichel, O. (1945). The psychoanalytic theory of neurosis. New York: Norton. Freud, A. (1946). The ego and the mechanisms of defense. New York: International Universities Press. (Originally published, 1936.) Freud, A. (1964-1981). The writings of Anna Freud. New York: International Universities Press. (8 vols.) Freud, S. The psychopathology of everyday life. In J. St
[...]
Биографический очерк Теория социального научения: основные концепции и принципы Резюме Вопросы для
[...]
Экономика Петербурга 62
Бытие социального процесса не выступает чем-то «положенным» индивидами. Несводимым к полаганию моментом человеческой коллективности является ее фактичность. Укорененность общества в бытии позволяет интерпретировать рефлексивность социологической теории как ее «открытость» этому бытию. Поэтому бытие социального процесса в «нормальной» социологической теории не есть нечто сначала определенное, а потом открываемое: «открытость» означает возможность единства бытия до разделения на противоположность субъекта и предмета. Понятие бытия социального процесса как «прафеномен» социологических понятий доказывает единство общества и научного знания. Предметом марксистской социологии фактически является не «социальный процесс», а определенный вид реальности — система общественных отношений. Конечно, не дело саморефлексии социологии отвечать на вопрос, что есть общество. Но ее обязанность — объяснить, как связаны или как должны быть связаны социологические понятия с фундаментальной онтологией. [...]
Экономика Петербурга 63
Развитие социологических понятий во многом определяет уровень разработки научных проблем, реальные возможности социологии в анализе социального процесса. По этой причине концептуальный инструментарий социологии нуждается в постоянном внимании как самих социологов, так и методологов науки. То, что казалось простым, интуитивно ясным, в результате рефлексии зачастую оказывается сложным и проблематичным. Мы попытаемся продемонстрировать это на примере понятия «образ жизни». Образ жизни относится к социологическим понятиям, раскрывающим деятельный аспект социального процесса. В этом плане он отражает формы и способы жизнедеятельности как общества в целом, так и отдельной личности. Согласно общепринятой в марксистской литературе точке зрения, необходимость понятия образа жизни всякий раз ощущается там, где анализ социального процесса развертывается в границах непосредственно фиксируемой картины общественной жизни как целостного единого потока конкретных действий людей. Образ жизни придае
[...]
Экономика Петербурга 64
Даже беглое знакомство с обширной литературой, посвященной образу жизни, позволяет сделать вывод о противоречивости его природы: с одной стороны, проблемным полем данного понятия служит непосредственное эмпирическое осуществление жизнедеятельности людей, а с другой — логика познания образа жизни раскрывается на основе теоретического отражения общества как целостности. Понятие «целое» часто встречается в социологическом словаре К. Маркса. Так, предметом исследования в «Капитале» служит общественно-определенное «производство индивидов», выступающее «органическим целым» (Totalitat). Органическая целостность («тотальность») есть такое конкретно-историческое единство, в котором каждый из его моментов (предметно-вещественные компоненты общества, индивиды, их деятельность и отношения) обусловлен в своем существовании другими и конкретно-исторические формы существования которого предстают как результат взаимо-полагания и соотнесенности как этих моментов между собой, так и их определенных с
[...]
Экономика Петербурга 65
Реальность, отражаемая понятием «органическая целостность» («тотальность»), есть в первую очередь множество — единство от-дельностей, имеющих собственную структуру. «Тотальность» необходима К. Марксу для следующего: если обществу дается характеристика тотальности, то началом и основанием мысли об обществе будет само целое; общество (органическая целостность) мыслится в виде множества связанных определенным образом частей, его специфика есть главным образом специфика образующих ансамбль отношений. Механизм превращения ансамбля общественных отношений в органическую целостность предстает в социальной философии марксизма как универсальное разделение труда, обусловленное порождением общественных потребностей и развитием предметного содержания деятельности. На определенном историческом этапе, в своем зрелом виде ансамбль общественных отношений представляет собой существенную и всеобщую форму деятельности общества, всеобщий способ организации и функционирования совокупной деятельности люд
[...]
Экономика Петербурга 66
Иными словами, органическая целостность полагается фундаментальной реальностью общества, через которую можно объяснить все остальное. В русле такой методологии задача социологии заключается не в том, «чтобы прийти к целостности общества, исследуя связь отдельных его сфер, которые при таком подходе полагаются изначально самостоятельными, но напротив — вывести из движения целого специфику его составляющих...»1. Использование понятия образа жизни дает возможность объяснить органическую целостность во всем многообразии общественных и межличностных отношений людей, которые характеризуют общество как исторически определенный тип и способ многообразной человеческой жизнедеятельности. Стало быть, образ жизни отражает личностно-деятельный срез существования общества и в силу этого выступает как система жизнедеятельности. В качестве способа жизнедеятельности образ жизни реализуется посредством определенного отношения человека к миру и обществу. Основой такого отношения является трудовая деят
[...]
Экономика Петербурга 67
Любая теория лучше всего понимается в контексте мировоззрения теоретика. Теория Юнга — не исключение. Так, подходящим началом для нашего изучения Юнга является рассмотрение личностных, исторических и культурных влияний, которые его коснулись. Карл Густав Юнг родился в Швейцарии 26 июля 1875 года. До 9 лет, т. е. до рождения его сестры, Юнг приобрел опыт детства отчасти изолированного, которое он заполнял уединенной игрой и богатым внутренним миром: «Я не хотел, чтобы меня беспокоили (во время игры). Я был глубоко поглощен игрой и терпеть не мог, когда на меня смотрели» (1961, р. 18). Его отец был пастором Швейцарской реформатской церкви и знатоком азиатских языков. Уже в детстве Юнг живо интересовался религиозными и духовными проблемами. В своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления» (1961) Юнг рассказывает о двух ярких опытах, оказавших сильное влияние на его отношение к религии. В возрасте между тремя и четырьмя годами он увидел во сне ужасающий фаллический образ,
[...]
Экономика Петербурга 68
В 1900 году Юнга приняли в интернатуру Бюрцгольского медицинского госпиталя в Цюрихе — одного из наиболее прогрессивных психиатрических центров Европы. Цюрих стал его постоянным домом. Четыре года спустя Юнг возглавил экспериментальную лабораторию в психиатрической клинике и разработал словесный ассоциативный тест в целях психиатрической диагностики. В этом тесте испытуемого просили ответить на стандартный список стимульных слов; любое необычное промедление между стимулом и ответом берется в качестве индикатора эмоционального стресса и связывается со стимульным словом. Юнг также стал мастером интерпретации психологических смыслов, стоящих за различными ассоциациями, продуцируемыми испытуемыми. В 1905 году, в возрасте 30 лет, он начал читать лекции по психиатрии в Цюрихском университете и занял должность главного врача в психиатрической клинике. В это время Юнг уже открыл для себя произведения человека, который станет его учителем и наставником, — Зигмунда Фрейда. «Фрейд был перв
[...]
Экономика Петербурга 69
Он также серьезно изучал индийскую, китайскую и тибетскую мысль. Юнг совершил два путешествия в Африку, побывал в Индии, приезжал в Нью-Мехико, чтобы посетить индейцев пуэбло. В 1949 году, в возрасте 69 лет, Юнг чуть не умер от нескольких сердечных приступов. В больнице у него был опыт яркого видения, в котором ему казалось, что он парит высоко в космосе, 1000 миль над землей, под ногами у него Цейлон, под головой Индия и слева — Аравийская пустыня. Затем Юнг вошел в черную каменную глыбу которая тоже парила в космосе. Направившись к входу, Юнг почувствовал что-то слева от себя. Все, что осталось от его земного существования, было его опытом, историей его жизни. Он видел свою жизнь как часть огромной исторической матрицы, в существовании которой он прежде не отдавал себе отчета. Прежде чем он смог войти в храм, Юнгу преградил путь доктор, который сказал ему, что он не имеет права покинуть землю сейчас. И тут видение прекратилось. Несколькими неделями позже Юнг постепенно оправил
[...]