«Недостаток знания о людях — это не пустая, а главная угроза жизни. Недостаток знаний о личности, возможно, является стержневым вопросом, который наиболее важен для нас сегодня — вопросом понимания, чем может стать человек при новой расстановке социальных сил» (Murphy, 1968, р. 38). Таблица 12-2. Исторический период, в течение которого были созданы теории личности Фрейд (психодинамическая теория): (1890-1939) Адлер (теория индивидуальной психологии): (1907-1937) Юнг (теория аналитической психологии): (1913-1961)
Расширение своей личности (Extension of self). Пятая стадия формирования проприума, происходящая в возрасте от четырех до семи лет. Ребенок расширяет свое понимание себя, включая в него все, что ему принадлежит (одежду, игрушки и домашних животных) и родственников: мать, отца, сестер и братьев. Рациональная личность (Rational self). Шестой аспект проприума, формирующийся в школьные годы. Рациональная личность ответственна за абстрактное и рефлективное мышление и за умение приспосабливать свои нужды к требованиям окружающего мира, включает способность рационально объяснять и отрицать, а также способность корректно рассуждать и находить решения жизненных проблем. Самоидентификации (Self-identity). Второй ранний аспект развивающегося проприума. Самоидентификация включает мои мысли и чувства, а также мои воспоминания о них и мое восприятие всего этого как своего. Самоуважение (Self-esteem) или самовозвышение (Self-enhancement). Один из трех ранних аспектов проприума, порождающий гордость, эгоизм, нарциссизм и другие действия или чувства, связанные с возвеличиванием собственного «я». Собственные стремления (Propriate strivings). Седьмой, и последний, аспект проприума, возникающий в подростковом возрасте. Собственные стремления — это стремления, близкие человеку, то есть те, которые воспринимаются им как «именно его». Они основаны на воспоминаниях о прошлом опыте, но включают и мысли о будущем в форме реалистического планирования и намерений, являясь причиной определенной последовательности в действиях и размышлениях. Стилистические диспозиции (Stylistic dispositions). Имеющие некоторую мотивационную силу, но сравнительно слабо ощущаемые личные диспозиции. Стилистические диспозиции руководят действиями, дают им окраску. Функциональная автономия (Functional autonomy). Выдвинутая Оллпортом концепция, согласно которой большинство человеческих побуждений функционально независимы от изначальных мотивов, ответственных за поведение. Оллпорт рассматривает двухуровневую систему функциональной автономии, включающую функциональную автономию продленного действия и собственную функциональную автономию. Центральные диспозиции (Central dispositions). Наиболее выдающиеся характеристики, вокруг которых концентрируется жизнь человека. Обычно каждый индивид имеет от пяти до десяти центральных диспозиций. Черта личности (Trait). Нейропсихическая структура, способная преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Оллпорт различает общие черты и личные диспозиции. Библиография
Тема первой лекции почти дословно совпадает с названием последней крупной работы, написанной Сорокиным в России: «Голод, как фактор. Влияние голода на поведение людей, общественную организацию и социальную жизнь». Эта книга объемом, по свидетельству автора, около 560 страниц была сдана в набор в мае 1922 г. После высылки Сорокина из Советской России весь тираж ее был уничтожен. Таким образом, краткое раскрытие содержания предполагаемой лекции позволяет хотя бы отчасти судить и о содержании погибшей книги. Что касается остальных лекций, то о более полном их содержании, наоборот, можно судить по опубликованным работам Сорокина. Великому русскому писателю посвящена небольшая его брошюра «Лев Толстой как философ» (М., 1914). О кризисе современной семьи, о науке и религии, о социальном отборе в эпоху войн и революций П. А. Сорокин подробно пишет в книге «Современное состояние России» (Прага, 1922).