Дети в возрасте от четырех до семи лет крайне эгоцентричны. В течение этого периода их ощущение своего тела, самоидентификация и самоуважение продолжают развиваться, и одновременно с этим начинают проявляться четвертая и пятая стадии формирования проприума. Четвертая стадия — это расширение своей личности (extension of self), а пятая — образ себя (self-image). Ребенок расширяет свое понимание себя, включая в него как все, что ему принадлежит (одежду, игрушки и домашних животных), так и родственников: мать, отца, сестер и братьев. В образе себя выражается его видение своих способностей, своего статуса и своей роли в настоящий момент, сюда также входят его стремления или будущие цели. Образ себя в этом возрасте состоит в основном из представлений ребенка о себе как о «хорошем» или «плохом» — в фрейдистском понимании этих терминов — его идеала себя и его совести (Allport, 1961). «В детстве способность думать о себе, каков ты есть, каким хочешь быть и каким должен стать, находится лишь в зачаточном состоянии» (Allport, 1961, р. 123). Рациональная личность В возрасте от шести до двенадцати лет самоидентификация, самоуважение и собственный образ изменяются под воздействием испытания реальной действительностью и общения с одноклассниками и учителями. Этот период очень важен, поскольку ребенок выходит за пределы семьи. Шестая стадия, рациональная личность (rational self), которая формируется в школьные годы, включает способность рационально объяснять и отрицать, а также способность корректно рассуждать и находить решения жизненных проблем. Рациональная личность ответственна за абстрактное и рефлективное мышление и за умение приспосабливать свои нужды к требованиям окружающего мира (Allport, 1961). Собственные стремления В подростковом возрасте возникает седьмой и последний аспект проприума, а именно — собственные стремления (propriate strivings). На этой ступени развития личности как объекта человек уже является по-настоящему уникальным индивидуумом с ясными представлениями о себе и развитым проприумом, объединяющим в себе остальные шесть аспектов личности. Собственные стремления также являются причиной определенной последовательности в действиях и размышлениях и позволяют человеку ставить перед собой цели, создавая напряжение, а не просто уменьшать его (Allport, 1961). Собственные стремления — это стремления, близкие человеку, то есть те, которые воспринимаются им как «именно его». Они основаны на воспоминаниях о прошлом опыте, но включают и мысли о будущем в форме реалистического планирования и намерений. Задача поиска спутника жизни или выбора карьеры может быть успешно решена только с помощью собственных стремлений, хотя многие люди приходят к выбору супруга или работы, совсем не имея в виду никакой цели. Если человек, принимая решение, плывет по течению, тогда его стремления называются «оппортунистическими», так как они не являются частью проприума и существуют только на периферии личности (Allport, 1961). Цели, устанавливаемые собственными стремлениями, на самом деле недостижимы, потому что люди хотят постоянно создавать новые напряжения и стремиться к целям, которых они могут никогда не достигнуть (Allport, 1955). Личность и проприум — не синонимы, поскольку понятие личности включает в себя множество привычек, эмоций, черт, общепринятых обычаев, оппортунистических стремлений, приспособленческих шаблонов (adjustment patterns) и случайных факторов, не являющихся близкими и центральными для человека. Некоторые навыки, такие, как печатание на машинке или вождение автомобиля, могут сперва быть собственными и принадлежать проприуму, но затем они теряют свое центральное значение и становятся оппортунистическими. Другие, такие, как, например, возможность говорить на родном языке, обычно не являются собственными, но если человеку запрещается проявлять эти умения или если ему приходится преодолевать большие трудности на пути их реализации, они становятся частью его проприума. Помимо центральных характеристик и типов поведения, Оллпорт выделяет так называемые несобственные (nonpropriate) типы поведения. Они включают в себя: 1) действия, продиктованные основными побуждениями или нацеленные на удовлетворение основных потребностей, производимые обычно без особого труда; 2) общепринятые обычаи, такие, как приветствие при встрече, ношение одежды и правостороннее движение; 3) привычки, такие, как курение или привычка чистить зубы, — действия, которые выполняются автоматически и не являются решающими для ощущения человеком себя как личности. Обобщенное сознание (мысли и чувства, свойственные большинству людей данной культуры) также может быть лишь периферийным по отношению к пониманию человеком себя как личности и, таким образом, находится за пределами проприума. Осознающая личность
В наше время: патриархальная, индивидуальная, «огосударствления». Социальная роль семьи в ряду других коллективов. Ослабле-ше семьи как союза супругов. Ослабление ее как союза родители и детей. Распадение семьи как хозяйственного центра. Поте-)я семьей опекунско-воспитательной роли. Причины кризиса. Его :мысл. Будущее семьи. 4) Знание и верование (Наука и религия). Понятие знания и ве-эования (науки и религии). Их взаимоотношение. Их источник и лроисхождение. Человек — Homo credens, а не Homo sapiens (неизбежность челов. глупости). Падают ли верования и становятся ли люди более «знающими» и «менее верующими». Внеклассо-вость науки и «классовость» верований. От чего зависит принятие или неприятие верований? Современные формы религии: идеологии социализма, коммунизма, демократизма, индивидуализма и т. д. как верования. Социальная роль знаний и верований.