Как увеличить товарооборот, в условиях кризиса?










Экономический смысл 36

Кэттелл описал довольно много семов, но наиболее строго обусловлены математически и наиболее важны с клинической точки зрения те из них, которые схематически изображены на рис. 26.3, а именно «дом и семья», «супруг или друг (подруга)», «самоощущение», «Супер-Я» и «религия». Сем «самоощущение» (self-sentiment) имеет особое значение из-за его решающей роли в объединении прочих семов в единый комплекс мотиваций. Самоощущение — психометрический эквивалент клинического термина «концепция себя» (self-concept). Тем не менее по качеству и происхождению этот сем ничем не отличается от других. Как и остальные, он является исключительно человеческой чертой и приобретается посредством культурного влияния.
Рис. 26.3. Схема части динамической решетки личности, иллюстрирующая понятие вспомогательных цепочек и их составляющих: аттитюдов, семов и эргов
Динамическая решетка
Взаимосвязь между динамическими чертами индивидуума может быть схематически представлена в виде динамической решетки (dynamic lattice) (см. рис. 25.3), то есть в виде комплекса соединенных между собой аттитюдов, эргов и семов, образующих структуру мотивации человека. Чтобы разобраться в динамической решетке, изображенной на рис. 5, начнем с эргов, врожденных побуждений, которые расположены справа. Каждый эрг влияет на один или более семов (большие круги в центре рисунка). Вспомним, что семы — это выученные динамические черты, способные удовлетворять один или несколько эргов. Заметим, что сем профессии является вспомогательным двух эргов: голода и алчности, то есть берет от них энергию. Маленькие круги с левой стороны рисунка обозначают аттитюды, или склонность действовать определенным образом в определенной ситуации. Аттитюд Александра к занятиям французским языком вместе с подружкой берет энергию непосредственно от эрга секса, опосредованно, через сем профессии, от эрга голода и также опосредованно, через сем самоощущения, от эрга гордости.
Поведенческое уравнение
Ранние работы Кэттелла, посвященные выявлению различных основных черт, а впоследствии эргов и семов, представляют собой лишь описание структуры личности. Однако, как писал сам Кэттелл: «Изучение одной лишь структуры черт позволяет узнать расположение фигур на шахматной доске, но не правила игры» (1982, с. 14). Описание структуры личности, пусть и сколь угодно полное, никогда не было его главной задачей. Черты темперамента, способности и мотивации рассматриваются в теории Кэттелла не как характеристики личности, а в качестве факторов, определяющих поведение конкретного человека, которое, таким образом, может быть не только описано, но и с достаточной степенью точности предсказано. Для этой цели Кэттелл разработал так называемое динамическое исчисление (dynamic calculus) — комплексный метод определения силы и направленности аттитюдов.
Основная формула, уравнение спецификации, выглядит следующим образом:
R = f (S, P),
где R — специфическая реакция является неопределенной функцией от стимулирующей ситуации (S) в данный момент времени и от структуры личности (P).
В целях предсказания поведения эта формула представляется в более развернутом виде:

Rogers C. R. (1983). Freedom to learn for the 80s. Columbus, OH: Merrill.
Rogers C. R. (1984). Rogers calls peace results «surprising». АРА Monitor, November.
Rogers C. R. (1986). Client-centered therapy. In I. L. Kutush, A. Wolf (Eds.). Psychotherapist's casebook. San Francisco: Jossey-Bass.
Rogers C. R., Dymond R. (Eds.) (1954). Psychotherapy and personality change. Chicago: University of Chicago Press.
Rogers C. R., Stevens B. (1967). Person to person: The problem of being human. New York: Simon and Schuster.

Меньшая часть статей посвящена оценке учения Сорокина в разных странах — Англии, Италии и Латинской Америке. Из них выделяется статья профессора Джини, который откровенно отмечает некоторые дефекты в общей манере сорокинской работы и передаче результатов читателям. По этому вопросу могут быть разные мнения; скажу только — до сих пор Сорокин собирает многочисленные аудитории, не только из студентов, но и из сложившихся ученых, готовых послушать талантливого коллегу, который в своих докладах и возражениях не стесняется нарушить обычный в Америке этикет — всегда говорить только приятное. Завершается сборник возражениями Сорокина всем 17 соучастникам сборника; наибольшее место Сорокин уделяет статье Мертона, которая того вполне заслуживает. За возражениями Сорокина, как бы в качестве приложения, следует тщательно составленный список его ученых трудов, упомянутый выше.
Другой сборник, под редакцией его ученика, ныне профессора Е. Тириакиана, еще менее чем предыдущий поддается краткой передаче. Он составлен по типу немецких «Фестшрифт», т. е. юбилейных сборников, которые редко встречаются в Соединенных Штатах. Редактор предложил всем соавторам свободу в выборе тем, конечно, прямо или косвенно относящихся к социологии. Только первая из статей (не считая обширного предисловия редактора), написанная проф. Артуром Дэвисом из Саскачеванского университета, прямо посвящена Сорокину и озаглавлена «Уроки Сорокина»; она довольно верно передает те впечатления, которые получают его студенты, в особенности по Гарварду. Из других статей большого внимания заслуживает статья Т. Парсонса, который разбирает вопрос о положении христианства в современном индустриальном обществе. Он приходит к выводу, прямо противоположному выводу Сорокина, имя которого не упоминает — но это типичная манера письма Парсонса, соперника Сорокина по возглавлению современного социологического мира.

Назад



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
Hosted by uCoz