Как увеличить товарооборот, в условиях кризиса?










Экономический смысл 35

Обращение за помощью Отчаяние Независимость не доказана
Отдых Сонливость
Создание нового Желание творить
Самоуничижение Скромность
Отвращение Отвращение Сомнительные факторы
Смех Веселье
(Источник: R. В. Cattell & P. Kline, The Scientific Analysis of Personality and Motivation, 1977. Copyright © 1977, Academic Press.)
Семы
Помимо врожденных динамических черт, каждый индивид обладает большим количеством приобретенных, усвоенных в культурной среде. Семы (sems), то есть выученные или приобретенные динамические черты — третий компонент теории мотивации Кэттелла. Семы (сокращение от английского названия «социально сформированные проводящие структуры эргов» [socially shaped ergic manifolds]) берут свою энергию из эргов и придают аттитюдам некоторую организацию и стабильность. Вспомним, что аттитюд — это определенные действия или желание действовать определенным образом в определенной ситуации и что происхождение аттитюдов обычно можно проследить до первичного, врожденного побуждения, то есть одного из эргов. Промежуточные цели, связывающие аттитюд с изначальным эргом, и называются семами. В случае Александра, который хочет заниматься французским вместе с одноклассницей, мы видим, что его активное желание заниматься является аттитюдом, а изначальная цель — заработать на пропитание, то есть добыть пищу, — это эрг. Комплекс промежуточных целей, соединяющих аттитюд и эрг, включает в себя различные семы (см. рис. 25.3). Например, желание Александра укрепить свою репутацию способного ученика является частью его самоощущения (self-sentiment), а его желание изучать французский вместе с подругой косвенно связано с эргом одиночества. Один эрг может обслуживаться несколькими семами. Например, и «Я» (самоощущение) и «Супер-Я» имеют отношение к эргу гордости. Поскольку мотивация, как правило, комплексная, также вполне вероятно, что один сем может удовлетворять несколько эргов. Например, сем семьи и дома служит как эргу секса, так и эргу одиночества.
«Семы — основные приобретенные структуры динамических черт, заставляющие своих обладателей уделять внимание определенным объектам или классам объектов, чувствовать их определенным образом и реагировать на них определенным образом» (Cattell, 1950, р. 161).

Rogers C. R. (1972). Becoming partners: Marriage and its alternatives. New York: Delacorte Press.
Rogers C. R. (1973). My philosophy of interpersonal relationships and how it grew. Journal of Humanistic Psychology, 13, 3-15.
Rogers C. R. (1974). In retrospect: Forty-six years. American Psychologist, 29, 115-123.
Rogers C. R. (1977). Carl Rogers on personal power. New York: Delacorte Press.
Rogers C. R. (1980). A way of being. Boston: Houghton Mifflin.

Сам же Сорокин нисколько не сокращает своей кипучей деятельности: он постоянно читает отдельные лекции и циклы лекций и докладов в разных высших учебных заведениях, американских и европейских; активно участвует в конференциях разных научных обществ и вступает в полемику с другими социологами. Почти все это запечатлевается в ученых трудах, продолжающих выходить с большой быстротой; вышедший недавно список этих трудов занимает восемь страниц убористой печати; они перечислены по годам, начиная с 1910 и кончая 1960 г.; список заканчивается заметкой редакторов такого содержания: «список не полон, т. к. к нашей радости Сорокин продолжает публиковать научные труды».
Заканчивающийся 1963 год был ознаменован тремя событиями, которые обосновали выдающееся положение Сорокина среди современных социологов; два из них — появление двух солидных томов с научными статьями — были приурочены к 70-летию Сорокина, исполнившемуся в 1959 г., но книги не были готовы к сроку. Первый из этих томов, под редакцией проф. Ф. Аллена из университета Вирджинии, озаглавленный «Оглядываясь на Сорокина», составлен по следующему плану: сначала автобиография Сорокина, которая в расширенном виде вышла в качестве отдельной книги, рассмотренной выше; затем — серия 17 статей, написанных социологами, высоко ценящими Сорокина, но готовыми и критиковать отдельные его положения. Воспроизвести вкратце их содержание — решительно невозможно, т. к. статьи очень специальны. Между соавторами материал был распределен редактором так, что оказались затронутыми почти все стороны сорокинского ученья в их историческом развитии и современном состоянии. Некоторые из этих статей, в особенности последняя, профессора Колумбийского университета Мертона (в сотрудничестве с проф. Барбером), являются блестящими научными работами. Тема ее — социология знания или науки — одна из самых острых в современной социологии, заслуживает серьезного обсуждения. Есть и другие превосходные статьи и, как всегда бывает в сборниках, есть статьи и менее значительные. Пишущий эти строки дал статью о сорокинских идеях относительно права, революции, войны и общественных бедствий.

Назад



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
Hosted by uCoz