Аттитюды Аттитюд (attitude) — это специфический образ действий, который человек реализует или хочет реализовать в конкретной ситуации. Возьмем в качестве примера юношу по имени Александр, который хочет пойти на курсы французского языка, куда записалась одна из его одноклассниц. Это его намерение является аттитюдом. Как и все аттитюды, оно включает в себя стимул или ситуацию, интерес (интенсивное желание), реакцию и объект. В нашем примере не важно, будет ли Александр на самом деле изучать язык вместе с одноклассницей. Аттитюд в любом случае присутствует и служит мотивом поведения. Почти в любой аттитюд входит целый комплекс мотивов. Несколько разных возможных мотивов, не все из которых сознательны, есть и в нашем примере. Намерение Александра может быть продиктовано его желанием знать французский и тем самым упрочить свою репутацию интеллектуала; возможно, ему интересно провести время с потенциальной сексуальной партнершей, или он просто чувствует себя одиноким и хочет быть в интересной компании. Помимо того, что Кэттелл рассматривает комплексы мотивов, в его теории содержится утверждение об иерархической структуре мотивации. Некоторые мотивы являются вспомогательными для других, то есть они представляют собой промежуточные ступени, которые надо пройти, чтобы достигнуть следующей цели. Такая структура называется вспомогательной цепочкой (subsidiation chain). Предположим, что все мотивы осознаются (что далеко не всегда так), тогда вспомогательную цепочку можно обнаружить, последовательно задавая человеку вопрос «почему» или «зачем» в ответ на высказанные им намерения. В нашем случае первый вопрос, который надо задать Александру: «Почему вы хотите дополнительно заниматься французским?» Ответ: «Хочу сдать экзамен по французскому языку». — «Зачем?» — «Чтобы получить диплом». — «Зачем?» — «Чтобы найти работу». — «Зачем?» — «Чтобы зарабатывать на пропитание». На этой ступени изначальное биологическое побуждение (голод) обнаружено, и дальнейшие вопросы не нужны. Каждый мотив в данной цепочке — вспомогательный для следующего, и все они приводят к биологическому мотиву голода. Эрги Эрг (ergs) определяется в теории Кэттелла как «врожденная психофизическая диспозиция, позволяющая своему носителю овладевать реактивностью (внимание, распознавание) по отношению к определенным классам объектов с большей готовностью, чем к другим, пережить в их отношении специфическую эмоцию, начать линию действий, которые с большей полнотой воплощают определенную целенаправленную активность, чем любая другая. Паттерн включает также предпочитаемые вспомогательные пути поведения в направлении предпочитаемой цели». (Cattell, 1950, р. 199). Термин «эрг» относится к энергии, происходящей из первичных или естественных побуждений, таких как сексуальное влечение, голод, любопытство, гнев и т. д., большинство из которых не принадлежат исключительно людям, но также обнаруживаются у приматов и других высших млекопитающих. Кэттелл начал свою работу по исследованию динамических черт, не имея никаких первоначальных гипотез относительно их природы или числа. В отличие от других теоретиков личности, например от Фрейда, Кэттелл не предполагал изначально существование основных первичных побуждений или инстинктов. Вместо этого он собрал разнородный массив объективных тестов (Т-данные), применил их к выборкам, состоящим из детей и взрослых, воспитанных в разных культурах, затем провел факторный анализ результатов тестирования и таким образом вычислил мотивацию людей математически, а не логически. Десять главных динамических черт Кэттелл рассматривает как врожденные, а не приобретенные посредством культурного влияния, качества. Фактически он предполагает, что эрги у людей — это эквиваленты инстинктов у животных. Выявленные на настоящий момент эргические цели (ergic goals) и соответствующие им эмоции представлены в табл. 26.4. Первые 10 с уверенностью определяются как независимые факторы, независимость следующих четырех окончательно не доказана, последние два еще более сомнительны. Табл. 26.4. Экспериментально обнаруженные эрги Название цели Эмоция Степень достоверности фактора
Rogers C. R. (1954). The Case of Mrs. Oaks: A research analysis. In C. R. Rogers, R. F. Dymond (Eds.). Psychotherapy and personality change: Co-ordinated research studies in the client-centered approach. Chicago: University of Chicago Press. Rogers C. R. (1955). Persons or science? A philosophical question. American Psychologist, 10, 267-278. Rogers C. R. (1956). Some issues concerning the control of human behavior (symposium with B. F. Skinner). Science, 124, 1057-1066. Rogers C. R. (1957). The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change. Journal of Consulting Psychology, 21, 95-103. Rogers C. R. (1959). A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (Ed.). Psychology: A study of a science (Vol. 3, pp. 184-256). New York: McGraw-Hill.
В 1930 г. совершенно неожиданно произошел перелом в жизни Сорокина; самый знаменитый университет Соединенных Штатов, Гарвард, пригласил его сначала на серию лекций и семинаров, а несколько позднее Сорокин получил приглашение от Гарвардского университета — создать и возглавить новое отделенье по социологии; тогда таких отделений в Америке было еще немного. Сорокин ревносшо принялся за дело и создал очень «сильное» отделенье, которое вскоре стало руководящим центром социологического развития в Америке. Двенадцать лет занимал Сорокин свой административный пост — обыкновенно главы отделений «служат» три года, реже — шесть лет. В 1942 г. Сорокин был заменен на своем посту новым восходящим «светилом», Т. Парсонсом, которого в самом начале своей работы Сорокин отстоял от врагов — это происшествие Сорокин подробно описывает в своей автобиографии.