энтузиазм любовь к приключениям подозрительность QV Благоразумие A — аффектотимия N — искусственность общительность проницательность, умение держать себя в обществе QVI Субъективность M — аутия Q1 — радикализм беззаботность радикализм QVII Интеллект B — интеллект умственные способности
Landman J. Т., Dawes R. M. (1982). Psychotherapy outcomes. American Psychologist, 37, 504-516. Levant R. F., Schlien J. M. (Eds.) (1984). Client-centered therapy and the person-centered approach: New directions in theory, research, and practice. New York: Praeger. Mahoney J., Hartnett J. (1973). Self-actualization and self-ideal discrepancy. Journal of Psychology, 85, 37-42. Markus H. (1983). Self-knowledge: An expanded view. Journal of Personality, 51, 543-565. Markus H., Nurius P. (1986). Possible selves. American Psychologist, 41, 954-969.
Недавно появившаяся автобиография Питирима Александровича Сорокина заслуживает большого внимания. Это — жизнеописание человека, судьба которого во многом напоминает судьбу Ломоносова. Оба родились на севере, Ломоносов — в Архангельской губернии, Сорокин — в Вологодской, при том в дальнем ее северо-восточном углу, в той ее части, которая нынче носит название автономной республики Коми (зырян), от русского отца и матери-зырянки, но из сильно обрусевшей семьи; мать его умерла очень рано. Как и Ломоносов, Сорокин не мог получить регулярного низшего и среднего образования, а вынужден был учиться урывками, что в конечном счете дало ему возможность сдать экзамен на аттестат зрелости и поступить в университет. Как и Ломоносов, Сорокин интересовался многими науками, но довольно рано остановился на социологии, которая в те времена не считалась равноправной наукой. Ей он учился не столько в университете, сколько в Психо-неврологическом институте. В отличие от Ломоносова, Сорокин увлекся революционными идеями и несколько раз судился в царской России, так как принадлежал к тогда запрещенной партии социалистов-революционеров. Но его поразительная, почти сверхъестественная способность быстро усваивать фактические данные и также быстро разбираться в чужих идеях не задержала его восхождение по научному пути. Профессора юридического факультета Петроградского университета не разделяли его идей. Но к чести русской науки, эти профессора были весьма терпимы и быстро распознали в П. А. Сорокине человека, способного стать выдающимся ученым; по сдаче «государственных экзаменов» он был «оставлен при университете для подготовки к профессорской деятельности». В 1916 году он сдал магистерские экзамены, а в 1920 году после блестящей защиты своей «Системы социологии» был признан достойным стать «доктором социологии» (нововведение революционного периода). В своей автобиографии Сорокин обстоятельно рассказывает, чем была подготовка к научным степеням в старой России (эта глава его автобиографии будет напечатана в ближайшей книге «Нового журнала» ). Подготовка к труднейшему экзамену не помешала Сорокину участвовать в событиях того времени. После мартовской революции он стал секретарем главы временного правительства А. Ф. Керенского; разгром этого правительства Сорокин пережил как тяжкий удар — и не остался бездейственным. Он занял позицию борьбы с коммунистическим правительством, был арестован и приговорен к смерти; он избежал ее только благодаря вмешательству некоторых видных большевиков, с которыми встречался как с лицами, как и он, оставленными при университете для подготовки к профессуре. Однако эта бурная эпоха борьбы не помешала ему написать вышеупомянутую «Систему социологии» и много других мелких работ.