Тревога (Anxiety). Эмоциональная реакция на то, что человек осознает переживание как несоответствующее или несообразное с его Я-структурой и ее интернализованными условиями ценности. Угроза (Threat). Любое переживание, которое воспринимается как несогласующееся с Я-структурой человека. Феноменальное поле (Phenomenal field). Всеобщность переживания человека (также определяется как поле восприятия). Феноменология (Phenomenology). Подход в персонологии, подчеркивающий важность понимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрения на мир и себя. Экзистенциальный образ жизни (Existential living). Образ жизни, характеризующийся существованием «здесь и сейчас» так, что каждый момент жизни нов и отличается от всего, что было ранее.
Аномальные черты, приведенные в табл. 26.2, относятся ко второй категории, то есть к патологическим чертам как отдельным факторам. Первые семь, обозначенные латинской буквой D, — депрессивные черты. Последние пять (Pa, Pp, Sc, As, Ps) не только более серьезны с клинической точки зрения, но их также гораздо легче идентифицировать, чем депрессивные черты. Табл. 26.2. Аномальные первичные основные черты Фактор Отрицательный полюс Положительный полюс D1 Низкая ипохондрия: веселый, хорошая память, рассуждает трезво, не проявляет особой озабоченности состоянием здоровья Высокая ипохондрия: чрезмерно обеспокоен состоянием своего здоровья D2 Жизнерадостность: доволен своей жизнью и своим окружением, не проявляет желания умереть Суицидальная депрессия: испытывает отвращение к жизни, думает о самоубийстве или предпринимает попытки самоубийства D3 Низкое давление неудовлетворенности: избегает опасных и рискованных предприятий, не испытывает потребности в возбуждающих впечатлениях Высокое давление неудовлетворенности: ищет возбуждающих впечатлений, беспокойный, предпринимает рискованные попытки, ищет нового D4 Низкая тревожная депрессия: спокоен в критических ситуациях, чувствует себя уверенно, уравновешен Высокая тревожная депрессия: видит тревожные сны, неуверенный в себе, неуклюжий, напряженный, легко расстраивается D5 Энергетическая эйфория: проявляет энтузиазм в работе, энергичен, спит крепко Энергетическая депрессия: испытывает чувство усталости, нервный, бессилен справиться с жизненными обстоятельствами D6 Слабое чувство вины и обиды: не страдает от ощущения своей вины, может спокойно спать, даже если не все дела сделаны Сильное чувство вины и обиды: испытывает сильное чувство вины, обвиняет себя во всех бедах окружающего мира, критичен по отношению к себе D7 Низкая депрессия (скука): ненапряженный, внимательный к окружающим, приветливый Высокая депрессия (скука): избегает контакта с другими людьми и участия в их делах, ищет уединения, ощущает дискомфорт, находясь в обществе других людей
В конце 60-х годов ситуация изменилась. Социология приобрела и у нас кое-какие гражданские права, и одновременно с этим появились первые научные работы о Сорокине: около десятка кандидатских диссертаций и десятка полтора-два критических статей, опубликованных главным образом в специальных малотиражных изданиях. Несмотря на свой вынужденно-критический характер, статьи и диссертации эти все же внесли свой определенный положительный вклад в растущую известность социологических идей Сорокина на родине. Во всяком случае масштаб творческой личности ученого просматривался довольно отчетливо и в этих работах. Излишне, наверное, напоминать, что сочинения Сорокина продолжали оставаться под запретом. Удивительно тем не менее, что даже в разбушевавшихся в начале 70-х годов волнах «самиздата» имя Питирима Сорокина так и не всплыло. Страна была наполнена «ксероксами», «машинописями» и даже «рукописями» сочинений опальных русских философов и историков, таких, как, например, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, В. В. Розанов и многих других, за исключением, однако, П. А. Сорокина, о котором даже самые могучие «интеллектуалы» с трудом могли припомнить только то, что он когда-то кому-то сделал якобы очень «ценные признания». С тех пор, увы, мало что изменилось. Нашей широкой, очень жадно и практически все подряд читающей поблике имя Питирима Сорокина почти неизвестно. Здесь на ум приходят соображения о своеобразной иерархии гуманитарных и социальных наук в глазах общественного мнения. Наверное, закономерно, что ищущая мысль пробует сначала разрешить «вечные» вопросы, а потом уже опускается на землю. Это нисколько не умаляет ни значения идей Сорокина, ни значения самой социологии. В общественных науках, как и в любых других науках, «обобщению» предшествует накопление определенной суммы фактов. Поэтому пробуждающийся сейчас интерес к идеям Питирима Сорокина — явление вполне закономерное и отрадное: оно свидетельствует об углублении общественного сознания в нашей стране.