Любовь и привязанность К потребности в любви и привязанности относятся типы поведения, нацеленные на сохранение дружеского отношения, интереса и преданности других людей. Большинство из нас ощущает сильную потребность в любви и привязанности, то есть потребность в том, чтобы другие люди принимали нас, которая простирается дальше потребности в признании и статусе и включает желание получать некоторые знаки того, что другие люди испытывают теплые чувства по отношению к нам. Пример этой потребности — человек, оказывающий услуги другим в надежде получить словесное выражение хорошего отношения и благодарности. Компоненты потребностей Аналогично специфичным понятиям поведенческого потенциала, ожиданий и ценности подкрепления в основной формуле предсказаний Роттер вводит в свою теорию три более общих переменных, являющихся компонентами потребностей. Это — потенциал потребности, ценность потребности и свобода передвижений. Потенциал потребности В отличие от поведенческого потенциала — вероятности того, что конкретный вариант поведения будет иметь место в данной ситуации по отношению к конкретному подкреплению, потенциал потребности относится к группе функционально связанных поведений. Потенциал потребности (need potential) — это вероятность реализации набора функционально связанных поведений, направленных на удовлетворение одной и той же цели или подобных целей. Когда мы видим разных людей, ведущих себя примерно одинаково, например обедающих в шикарном ресторане, мы не можем сделать вывод, что все они удовлетворяют одну и ту же потребность. Один человек может удовлетворять потребность в физическом комфорте, то есть в еде, другой может быть более заинтересован в любви и привязанности, третий, возможно, удовлетворяет в первую очередь потребность в признании и статусе. Вероятно, любая из шести широких категорий потребностей может удовлетворяться с помощью обеда в ресторане. Однако будет ли чей-то потенциал потребности реализован, зависит не только от степени предпочтения этим человеком данного вознаграждения, но также и от его свободы передвижений, необходимой для того, чтобы производить действия, ведущие к получению этого вознаграждения. Надо помнить, что потенциал потребности невозможно измерить отдельно, только с помощью наблюдения за поведением данного человека. Ценность потребности Если ценность подкрепления — это относительное предпочтение определенного подкрепления при равной вероятности всех подкреплений, то ценность потребности относится к группе подкреплений, связанных с шестью категориями потребностей. Личная ценность потребности (need value) — это степень предпочтения человеком одной группы подкреплений другой. Роттер, Ченс (Chance) и Фарес (Phares) определяют ценность потребности как «среднее значение предпочтения набора функционально связанных подкреплений». Если считать свободу передвижений константой, тогда человек будет реализовывать такую цепочку поведений, которая ведет к удовлетворению наиболее значимой потребности. Если человек имеет одинаковые ожидания относительно вероятности получения позитивных подкреплений в результате поведения, нацеленного на удовлетворение каждой потребности, то определяющим моментом будет ценность, которую имеет для него каждая конкретная группа потребностей. Если человек предпочитает независимость и в равной степени ожидает получить подкрепление, выбрав любую группу потребностей, тогда он будет стремиться к достижению независимости. Свобода передвижений
3. Третьей отличительной чертой полноценно функционирующего человека является то, что Роджерс назвал организмическим доверием. Это качество хорошей жизни лучше всего можно проиллюстрировать в контексте принятия решения. А именно, в выборе действий, предпринимаемых в какой-то ситуации, многие люди полагаются на социальные нормы, заложенные какой-то группой или институтом (например, церковью), на суждения других (от супруга и друга до ведущего телешоу) или на то, как они вели себя в подобных ситуациях раньше. Короче, на их способность принимать решение оказывают сильное, если не абсолютное, влияние внешние силы. И наоборот, полноценно функционирующие люди зависят от организмических переживаний, которые они рассматривают как достоверный источник информации, позволяющий решить, что следует или не следует делать. Как писал Роджерс: «Доказано, что внутренне ощущение типа „я поступаю правильно" является значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего поведения» (Rogers, 1961, р. 190). Организмическое доверие, следовательно, означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. 4. Четвертой характеристикой полноценно функционирующего человека, отмеченной Роджерсом, является эмпирическая свобода. Этот аспект хорошей жизни заключается в том, что человек может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов. Субъективная свобода — это чувство личной власти, способность делать выбор и руководить собой. В то же время Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые фактически определяют сделанный выбор. Действительно, Роджерс строго придерживался положения о том, что понятие абсолютной свободы не применимо к объяснению возможностей выбора человека. В то же время, он считал, что полноценно функционирующие люди в состоянии делать свободный выбор, и что бы ни случилось с ними, это зависит исключительно от них самих. Эмпирическая свобода, следовательно, относится к внутреннему чувству: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия — это я сам». Основываясь на этом чувстве свободы и силы, полноценно функционирующий человек имеет множество возможностей выбора в жизни и ощущает себя способным сделать практически все, что он хочет делать! 5. Последняя, пятая, характеристика, связанная с оптимальной психологической зрелостью, — креативность. Для Роджерса продукты творчества (идеи, проекты, действия) и творческий образ жизни появляются у человека, который живет хорошей жизнью. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время удовлетворяя собственные самые глубокие потребности. Они способны творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако, добавляет Роджерс, такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти несомненно, не являются конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками. Роджерс пытался объединить эти качества полноценно функционирующего человека в целостную картину, когда писал: «Хорошая жизнь включает в себя более широкую сферу, большую ценность, чем ограниченный образ жизни, который ведет большинство из нас. Быть частью этого процесса значит погрузиться в часто пугающее и часто удовлетворяющее переживание более осознанного образа жизни с большим диапазоном, большим разнообразием, большим богатством.
20 См. подробнее: Кейпер Ф. Б. Я. Ук. соч. С. 136—141. 21 В цитату внесено исправление в соответствии с комментариями В. С. Се-менцова по переводу. В цитированном тексте здесь — «птицами». См.: Семенцов В. С. Проблемы... С. 134 (прим. 6).