Пожилые люди должны тщательно избегать мрачных людей, мрачных кинофильмов, мрачных романов. Для сохранения здоровья и бодрости куда полезней кинокомедии, анекдоты, юмористы и веселые собеседники. Превосходство продолжительности женской жизни над мужской объясняют не только тем, что они чаще плачут, но и тем, что они чаще, чем мужчины, смеются. Великий французский писатель Стендаль оставил чудесное наставление: "смех убивает старость" 69 ГЛАВА V. ЗДОРОВЬЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Гериатрия. Практически в нашей стране нет ни гериатри-ческих поликлиник, ни врачей этой специальности. Так, в Ростовской области, согласно официальной статистики, - почти 16 тысяч врачей более двух десятков специальностей. Гериатров в этом перечне - нет. Ростовский медуниверситет не ведет подготовку гери-атров. Хотя не требует доказательства абсолютная истина - лечение пожилых людей, как и детей, имеет свою серьезную специфику. Гериатр и педиатр - сходные профессии, пациенты и того, и другого требуют учета их возрастных особенностей. К особенностям стареющего организма, требующего необходимой корректировки, относятся гетерохронность, гетеротопность и гетерокинетичность. Гетерохронность - означает различия во времени наступления времени старения различных органов и тканей. Гетеротопность - выраженность процесса - неодинаковая для разных органов и для разных структур одного и того же органа. Гетерокинетичность - различная скорость развития возрастных изменений организма. Старость - не болезнь, физиологи утверждают, что смерть от истинной старости встречается не чаще, чем одна на 100 тысяч. Но болезни случающиеся в старости протекают на фоне названных особенностей. Геронтолог И.В. Давыдовский писал: "Старость не является болезнью в современном понимании этого слова. Старость, как правило болезненна... Эта болезненность естественна в том смысле, что она отражает естественные, сущностью старения обусловленные недуги старости". ("Геронтология"). Протекание заболеваний в этом возрасте имеет замедленный и замаскированный характер, с пониженным порогом чувствительности, уменьшением резервные возможностей организма и повышением вероятности инфекционной восприимчивости. Влияние традиционного мышления на ошибки в диагностике. "Синдром Плюшкина". Физиологические особенности стареющего организма значительно усложняют диагностику. И отсюда две ошибки в подходе к лечению пожилых людей: с одной стороны, -стремление списать все заболевания на преклонный возраст, с другой - абсолютное игнорирование возрастной специфики.
Можете ли вы вспомнить, что родители говорили вам о ваших половых органах, когда вы были маленькими? Могут ли женщины в группе вспомнить какие-нибудь мысли или представления о мальчиках и их пенисах? Могут ли мужчины в группе вспомнить какие-нибудь свои страхи потерять пенис? Если у вас нет воспоминаний о такого рода ощущениях, достаточное ли это основание, чтобы предположить, что вы не имели таких ощущений в то время? Генитальная фаза Запишите любую неверную информацию сексуального характера, имевшуюся у вас, которая впоследствии была исправлена. Например: вас принес аист или купили в супермаркете, всякий раз половые связи чреваты беременностью. Считаете ли вы, что ранние сексуальные познания повлияли на ваше мнение относительно собственной сексуальности? Подкрепили ли эти познания те убеждения, которых вы придерживались ранее? Как вы восприняли . ваш первый сексуальный опыт? Воспринимаете ли вы сейчас это по-другому? Можете ли вы связать ваше сегодняшнее отношение к сексуальным вопросам со своими ранее существовавшими отношениями и мнениями по этому поводу? --- Латентный период Какую бы форму разрешения конфликтов мы ни рассматривали, оказывается, что большинство детей видоизменяют свои привязанности к родителям и сосредоточиваются на отношениях со сверстниками, на учебе в школе, спорте и других занятиях. Эта фаза, длящаяся с 5 или 6 лет и до начала подросткового возраста, названа латентным периодом. Это время, когда неразрешенные сексуальные желания фаллической фазы не рассматриваются эго, а успешно подавляются суперэго. «С этого момента и до половой зрелости... сексуальность не развивается; напротив, сексуальные устремления ослабляются и многое из того, что дети знали или практиковали до этого, забрасывается и забывается. В этот период, после того как ранние цветы сексуального развития увядают, закладываются такие основы в структуре эго, как стыд, отвращение и нравственное поведение, предназначенные для противостояния бурям периода половой зрелости и управления недавно пробудившимися сексуальными желаниями» (1926, р. 216). Как для родителей, так и для детей это относительно спокойный, небогатый событиями период. Генитальная фаза
Характер связей, существующих в обществе, естественно всегда находится в тесном соответствии со структурой потребностей людей и с типом тех актов поведения, которые они предпринимают для удовлетворения потребностей. Вместе с тем эти связи в своем конкретном проявлении столь бесчисленно многообразны, столь обычны для нас, что, как и все многообразное и обычное, с трудом поддаются анализу и систематизации. Можно сказать, что связи между людьми могут возникать на почве актов поведения, протекающих по любой схеме мотивации, в связи с любой сферой потребностей и в любой форме. Поэтому их можно было бы систематизировать по тем же принципам, что и сами акты поведения. Однако такой путь был бы не только ненужным повторением, но вместе с тем не позволил бы выявить некоторые специфические черты строения общественных связей, т. к. связи на почве актов поведения уже не суть просто акты поведения, а нечто новое и своеобразное. Между тем выявление специфических сторон строения этих связей имеет решающее значение для понимания структуры всего общества. В самом общем смысле социальная связь сводится к тому, что ее участники на почве актов своего поведения включаются в новую обстановку, в новую среду, к которой принадлежат другие участники этой связи с их актами поведения и результатами этого поведения, испытывают воздействие этой среды, в той или иной мере [воздействуют на нее]. И весь вопрос анализа сущности социальной связи состоит в том, чтобы выяснить, как происходит это включение, в чем состоит воздействие на среду и среды на участников связи. Прежде чем дать общий ответ на эти вопросы, рассмотрим важнейшие типы социальной связи *3*.