Maslow A. H. (1987). Motivation and personality (3rd ed.). New York: Harper and Row. Mathes E. W., Zevon M. A., Roter P. M., Joerger S. M. (1982). Peak experience tendencies: Scale development and theory testing. Journal of Humanistic Psychology, 22, 92-108. Mattocks A. L., Jew C. (1974). Comparison of self-actualization levels and adjustment scores of incarcerated male felons. Journal of Educational and Psychological Measurement, 34, 69-74. McClain E. (1970). Further validation of the Personal Orientation Inventory: Assessment of self-actualization of school counselors. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 35, 21-22. Ravizza K. (1977). Peak experiences in sport. Journal of Humanistic Psychology, 17, 35-40.
Социальные отношения Левин пишет, что социальные отношения являются характеристикой группы (Левин К., 2000а, с. 202). «Группа — это нечто большее, а если быть более точными, нечто иное, чем сумма ее членов» (2000а, с. 215). «...Поведение отдельных индивидов... зависит от имеющейся ситуации и от того, какую позицию они занимают в этой ситуации». Отношения между людьми Левин анализировал, используя понятия теории поля, опираясь на топологические и годологические схемы. Он писал: «Самая молодая геометрическая дисциплина, называемая „топологией“, представляет собой прекрасный инструмент, с помощью которого можно определить модель жизненного пространства индивида и установить, какую позицию по отношению друг к другу занимают в этом жизненном пространстве различные области активности, другие люди или группы людей (выделено мною. — З. И.)» (Левин К., 2000а, с. 202). «Для многих психологов — особенно студентов — топологическая психология стала способом представления реальных проблем» (Back K. W., 1992, р. 52). Говоря о социальных отношениях в контексте теории поля Курта Левина, нельзя не вспомнить исследования стилей лидерства, которые он проводил со своими коллегами — Липпитом и Уайтом. Анализируя изменения в отношениях между подростками в связи со сменой стиля лидерства, свойственного их руководителю, Левин пишет: «... „стиль жизни и мышления“, навязываемый лидером, определяет взаимодействия между детьми. При авторитарном руководстве превалирует не установка на сотрудничество, а враждебные, индивидуалистические отношения». Участники группы с авторитарным руководителем «...были менее уступчивы по отношению друг к другу, были в два раза более уступчивы по отношению к руководителю, чем дети из демократической группы» (Левин К., 2000а, с. 202). Удовлетворенность социальными отношениями в группе Левин связывает с определенными параметрами жизненного пространства человека. «У человека есть и свои собственные цели. Ему необходимо иметь внутри группы достаточное пространство свободного движения, чтобы реализовывать эти личные цели и удовлетворять свои индивидуальные желания. <...> Если пространство свободного движения личности в группе чересчур мало,... он будет несчастлив; слишком интенсивная фрустрация заставит его покинуть группу или даже постараться разрушить ее, если она слишком жестко ограничивает свободное движение своих членов» (2000а, с. 219). На основании анализа социальных конфликтов он формулирует причины напряжения личности (2000а, с. 222-223): «1. Степень удовлетворенности потребности личности (это особенно характерно для базовых потребностей). 2. Величина пространства свободного движения личности. Слишком ограниченное пространство свободного движения приводит к усилению напряжения. 3. Внешние барьеры (играют роль, когда возникает необходимость покинуть неприятную ситуацию). 4. Противоречия целей и готовность принять позицию другого.» Участие человека в принятии решений повышает качество решения и готовность его выполнять.
Всем существом своим впервые назовет. (Артур Рембо. Сестры милосердия) 38