Метапатологии Как указывалось ранее, метамотивация невозможна до тех пор, пока человек адекватно не удовлетворил дефицитарные потребности низкого уровня. Редко, если это вообще возможно, метапотребности действительно становятся доминирующими силами в жизни человека, без того, чтобы его низкоуровневые потребности были удовлетворены, хотя бы частично. Тем не менее, депривация и фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психическое заболевание. Маслоу характеризовал болезни, появляющиеся в результате неудовлетворенных метапотребностей, как метапатологии (Maslow, 1971). Такие состояния, как апатия, отчуждение, депрессия и цинизм — примеры того, что Маслоу подразумевал под высшим уровнем психических расстройств. В гуманистической психологии человек не только пользуется большим уважением, чем в психоанализе и бихевиоризме, но его даже наделяют психическими расстройствами высшего класса! В табл. 10-2 приведены дополнительные примеры специфических метапатологий, происходящих в результате фрустрации метапотребностей. Таблица 10-2. Примеры метапатологий по Маслоу Недоверие, цинизм, скептицизм Ненависть, антипатия, отвращение, расчет только на себя и для себя
Fromm E., (1964). The Heart of Man, New York: Harper & Row. Fromm E., (1973). The Anatomy of Human Destructiveness, New York: Holt, Rinehart and Winston. Fromm E., (1976). To Have or Be, New York: Harper & Row. Fromm E., (1981). On disobedience and other essays. New York: Seabury Press. Fromm E., (1986). For the Love of Life. New York: Free Press. Fromm E., (1994 a). The art of listening. New York: Continuum. Fromm E., (1994 b). On being human. New York: Continuum. Глава 21. Гарри Стэк Салливан и межличностная теория психиатрии Д. Чернышев Великий американский психиатр Гарри Стэк Салливан утверждал, что человеческую личность можно изучить лишь с помощью научного исследования межличностных отношений. Он считал, что наше личностное развитие происходит только в социуме и без других людей мы были бы лишены личности.
X. — ... и требовать от какого-нибудь чернявого, парменидо-вым солнцем обугленного египетского феллаха или же от девчонки с косичками, зазывающей с порога «клиентов» в какой-нибудь Маниле, чтобы ночи напролет и на тысячу лет вперед они грезили с вами вместе о Сталине... — Одного озарения, будь оно истинно, хватит на всех: и на тех, кто «участвует» в нем сознательно, и на тех, кто «помалкивает», и на тех даже, кто о нем и не слыхивал. И дело тут вовсе не в объединяющем имени. Вопрос — при условии, что в наших снах наяву сквозит общность единой судьбы, — вопрос известен издавна и звучит просто, на грани тривиальности: где мы? куда мы пришли и куда движемся?