13 Истина, честь, реальность Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность 14 Самонадеянность Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам (Источник: адаптировано из Maslow, 1968.) Маслоу сделал предположение, что метапотребности, в отличие от дефицитарных потребностей, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетности. Следовательно, одна метапотребность легко может быть заменена другой, если так диктуют обстоятельства жизни человека. Метамотивированный художник, например, может стремиться к красоте через свою творческую деятельность. Позже, как метамотивированный родитель, он может получать радость и удовольствие от того, что принимает участие в воспитании и развитии ребенка. И то, и другое в равной степени представляет собой «метажизнь», демонстрируя различные ее выражения. Маслоу выдвинул наводящую на размышление гипотезу, что метапотребности, так же, как и дефицитарные потребности, являются инстинктивными, или имеющими биологические корни (Maslow, 1967). Следовательно, они также должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимума своих возможностей. Что же тогда мешает большинству людей функционировать на уровне метапотребностей? Маслоу полагал, что люди в своем большинстве не становятся метамотивированными потому, что отрицают свои дефицитарные потребности, не удовлетворяя тем самым метапотребности. Более того, депривация метапотребностей, в отличие от депривации дефицитарных потребностей, не всегда переживается как осознанное желание. Человек не осознает, что игнорируются его метапотребности, как это бывает в случае с дефицитарными потребностями. Действительно, метапотребности, когда они удовлетворяются, часто ведут к увеличению напряжения, в то время как дефицитарные потребности, когда они удовлетворяются, всегда приводят к уменьшению напряжения. И тем не менее, переживает непосредственно человек свои метапотребности или нет, это не влияет на тот факт, что их неудовлетворение подавляет рост и функционирование здоровой личности.
Фромм Э. Догмат о Христе, М.: Олимп, 1998. Фромм Э. Душа человека, М.: ACT, 1998. Feist J., Feist G., (1998). Theories of Personality, McGraw-Hill. Fromm E., (1947). Man for Himself. New York: Holt, Rinehart and Winston. Fromm E., (1950). Psychoanalysis and Religion, New Heaven, CT: Yale University Press. Fromm E., (1951). The forgotten language. New York: Rinehart. Fromm E., (1955). The Sane Society. New York: Holt, Rinehart and Winston. Fromm E., (1956). The Art of Loving. New York: Harper & Brothers. Fromm E., (1962). Beyond the chains of illusion. New York: Simon and Shuster. Fromm E., (1963). The dogma of Christ and other essays. New York: Holt, Rinehart and Winston.
X. — Остается сказать вам в заключение следующее: вы вольны до скончания века искать в себе ненаходимый ответ и бесплодно копаться в вашем чувстве вселенской вины, — это нисколько не оправдывает вашего стремления обвиноватить весь свет... — Разве сон — это я? Я здесь с вами.