Как увеличить товарооборот, в условиях кризиса?










Экономика Москвы 75

Индивидуальная потребность есть специфическое состояние организма. Организм как целое состоит из частей или органов, между которыми и между функциями которых имеется определенное соответствие. Наряду с этим организм всегда находится в определенной среде, которая воздействует на него, его органы и их функции. Между организмом и средой в общем также существует соответствие. Разумеется как внутри-органическое соответствие или равновесие, так и соответствие или равновесие между организмом и средой по своему содержанию и характеру для каждого отдельного вида организма и для организма данного вида и на каждой стадии его развития специфично. Но в общем при прочих равных условиях это равновесие есть всегда такое состояние организма, которое отвечает потребностям его нормального функционирования и борьбы за существование3.
3 Ср.: Павлов И. П. Естественнонаучное изучение так называемой душевной деятельности высших животных. Цит. соч. С. 41 и ел. Исследование высшей нервной деятельности. Цит. соч. С. 161.
Однако такое состояние соответствия или равновесия не является абсолютно устойчивым, неизменным. Наоборот, оно почти постоянно в большей или меньшей мере нарушается. Оно нарушается как ходом внутренних процессов организма, так и под влиянием новых факторов влияния со стороны внешней среды. Но если оно нарушается, то тем самым как бы отпадают некоторые силы, наличие которых было необходимо, чтобы организм находился в безразличном недеятельном состоянии удовлетворения. Теперь он начинает так или иначе действовать, реагируя на факт нарушения соответствия, и действует, пока не находит нового, смотря по обстоятельствам, более или менее отличного от состояния соответствия или равновесия. Состояние нарушенного соответствия или равновесия между отдельными частями организма (или их функциями) или между организмом и внешней средой и вытекающее отсюда состояние искания путей к восстановлению этого равновесия мы и обозначим общим понятием потребности. В этом широком смысле потребность является вполне объективным состоянием, которое можно наблюдать у любого организма, не исключая и растительного. Именно в этом смысле говорят о потребности растения во влаге, тепле, свете и т. д. Иначе говоря, потребность в широком смысле слова не предполагает необходимостью психического состояния неудовлетворенности и позыва устранить это состояние неудовлетворенности. Даже и у животных, обладающих в той или иной мере психической жизнью, потребности могут проявляться на чисто органической почве, не задевая поля сознания. Но совершенно ясно, что чем сложнее организм, чем более развитой нервно-мозговой системой он располагает, тем сложнее предпосылки его внутреннего и внешнего равновесия, тем легче они нарушаются, тем шире круг его потребностей, тем, наконец, обычнее, что нарушение равновесия организма находит то или иное отражение в сознании, выражается в нарушении психического равновесия его, т. е. сопровождается психическим состоянием неудовлетворенности и искания путей его устранения. Именно так обстоит дело у человека как наиболее высоко развитого вида организмов. Его потребности возникают не только в результате нарушения равновесия между его органами или их функциями, но и в его нервно-психической системе. Они возникают, далее, не только в результате нарушения равновесия между его организмом и внешней средой, но и в результате воздействия этой среды на его психику. Поэтому круг его потребностей шире, чем у других организмов. И в этом состоит существенное отличие человека от других животных. Но этого мало. На какой бы почве ни возникали отдельные потребности человека, большинство из них, и во всяком случае все важнейшие из них, в силу внутреннего единства организма находят отражение в его психике, сопровождаются нарушением ее равновесия и являются поэтому осознанными потребностями. Так как, далее, многие виды потребностей имеют достаточно регулярный характер или возникают достаточно часто, то чрезвычайно показательным для характеристики того или иного вида животного [является] его отношение к будущим потребностям. В связи с этим, мы, с одной стороны, знаем, что многие животные, стоящие значительно ниже человека по своему развитию, обнаруживают, правда, по-видимому, в большинстве случаев чисто инстинктивно, заботу об удовлетворении будущих потребностей (пчелы, муравьи, некоторые птицы). С другой стороны, насколько нам известно, даже на первых этапах своей уже общественной жизни [человек] проявляет очень большую беспечность к будущему. Но все же относительно благодаря более высокому уровню своей умственной организации человек характеризуется наиболее высокой способностью к сознательной предусмотрительности в деле удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей предполагает со стороны организма деятельность, какие-то акты поведения. И то, что несомненно особенно отличает человека от других животных, что, быть может, и имеет наиболее глубокую грань между человеком и прочими животными это его неизмеримо более высокая, чем у других животных, способность находить средства удовлетворения потребностей и, в частности, его способность создавать необходимые для этого орудия.

Так что же такое стресс? Стресс - это требование, предъявляемое различными жизненными обстоятельствами к адаптивным возможностям нашей психики и тела. То есть стрессы могут быть нужными и, приятными и, напротив, бесполезными и вредными.
Причиной стресса чаще других выступает фрустрация. На языке психологов это обозначает чувство крушения, то есть то самое чувство, которое так часто посещает пожилых людей. В этом возрасте люди начинают /или продолжают/ подводить итоги жизненного пути и, "подытожив то, что прожил", подчас, приходят к неутешительным выводам. В утренних, юношеских планах закат виделся более красочным, а главное, он казался таким далеким. 60 лет это всего лишь 22 тысячи дней, и чем больше их прожито, тем быстрее они накапливаются. Между девятью и десятью годами детства проходит целая вечность, тогда как от 59 до 60 - только миг. Однако и в пожилом возрасте каждый год имеет свою ценность для физического и психического состояния. По-разному проявляются
61
депрессивные состояния до и после 70 лет. "До" - депрессия ощущается гораздо острее и жестче, чем "после". Близкие или социальные работники способны ослабить депрессивное состояние установлением эмоционально комфортных отношений и созданием "фонда положительных эмоций" для пожилого человека.
Селье утверждает, что "стресс рухнувшей надежды" со значительно большей вероятностью, чем любые физические перегрузки, ведет к таким заболеваниям, как язва желудка, мигрень, гипертония. Все это на фоне повышенной раздражительности. Многие онкологи предполагают, что злокачественным опухолям непременно предшествуют большие нервные потрясения. Таким нервным потрясением может явиться убеждение о никчемности прожитой и бессмысленности дальнейшей жизни.
Вот один из таких монологов. " В юности я подавал большие надежды: писал стихи, сочинял пьесы; у меня был красивый голос, друзьям нравилось мое пение. Будущее виделось артистически-поэтическим, в нем обязательно должна была быть сцена. Но меня запугали или я сам испугался неопределенности такой карьеры, пошел вслед за другом в инженеры. Нет, не подумайте, что я прозябал в чертежниках с высшим образованием или работал без интереса. Я попал в "почтовый ящик". Не смейтесь, так называли военные заводы. Регулярно, не реже других получал повышение по службе и вместе с этим - зарплаты. И личная жизнь /еще одно слово из казенного лексикона/ сложилась более-менее удачно: жена, сын с невесткой и внуком - все как у людей, "все путем"... Но сейчас не работаю, стал пенсионером по сокращению штатов. Для меня конверсия не состоялась, а то, во что вложен труд всех лет жизни, никому не нужно, пошло в металлолом, под автоген. Сын из радиоинженера стал продавцом, если это можно так назвать, а по старому - спекулянтом, которых я всегда презирал, но "имеет" /язык не поворачивается сказать: "зарабатывает"/ за неделю мою годовую пенсию. А все, что я заработал и накопил превратилось в дым, все, что купил - в хлам".

В основе размышлений Фрейда лежит допущение того, что тело человека является единственным источником всей психической энергии. Он с нетерпением ожидал того времени, когда все психические явления смогут быть объяснены в непосредственной связи с физиологией мозга (Sulloway, 1979). Пытаясь создать теорию, рассматривающую психическую деятельность в целом, Фрейд исследовал биологические модели. Его главные концепции содержат в себе структурный анализ, компоненты психической организации, их фазы развития, в чем проявляется их действие и к чему это приводит.
«Большинство самых трудных и, по-видимому, условных построений психоаналитической теории... являются либо скрытыми биологическими допущениями, либо прямым результатом таких допущений» (Halt, 1965, р. 64).
Психический детерминизм
Фрейд предположил, что душевная жизнь человека характеризуется непрерывностью и что всякая мысль и всякое поведение имеют значение. Он утверждал, что «пустота» (nothing) носит случайный характер и менее всего свойственна психическим процессам. Существует повод, даже многочисленные поводы, для каждой мысли, чувства, воспоминания или действия. Всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали. Кажется, что многие психические явления возникают самопроизвольно; однако Фрейд начал исследовать и описывать скрытые связи, которые соединяют одно сознательное явление с другим.
«Нет необходимости характеризовать то, что мы называем «сознательное». Это подразумевает как сознание философов, так и сознание обывателей» (Freud, 1940, р. 16).
Сознательное, подсознательное и предсознательное
Фрейд описывал психическую организацию как бы разделенной на три компоненты: сознательное, бессознательное и предсознательное.
Сознательное
Сознание очевидно, и по этой причине оно — та часть психики, которой наука больше всего занималась до Фрейда. Однако сознательное является лишь небольшой частью психической организации; оно включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент времени. Хотя Фрейд интересовался механизмами работы сознания, его больше привлекали наименее раскрытые и изученные области сознания, которые он обозначил как предсознательное и бессознательное (Herzog, 1991).
Бессознательное

Назад



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
Hosted by uCoz