Стресс проявляется в области психики и физиологии как ответная реакция на физиологическое, нервно-психическое повышенное раздражение. Иммунная система человека сопротивляется возможности инфицирования организма, защищает его от других заболеваний, но давно замечено, что у обидчивых людей, /а они легче подвержены стрессам/ иммунная реакция понижена. На эту особенность следует обратить внимание пожилых людей: ведь в этом возрасте люди страдают повышенной обидчивостью. Американские ученые создали специальную шкалу, с помощью которой можно оценить в баллах уровень стресса при том или ином событии. Опросы нескольких тысяч женщин, проведенные в 60 60-х годах по этой шкале, дали весьма интересные показатели. Смерть супруга оценивалась как наиболее стрессовая ситуация - в 100 баллов; собственная болезнь или травма - 53; конфликт с супругом, как и уход на пенсию, по 45; подготовка к праздникам - 12 баллов. Понятно, что эти цифры довольно условны и дают усредненные показатели, но, что важнее,- они были получены в 60-х годах. В 90-х оценки приобрели несколько иной вид. Смерть супруга так и осталась на высшей отметке - 100 баллов, но собственная болезнь или травма в 68 /+15/; столько же получил и уход на пенсию /+23/; конфликт с супругом оценивался уже ниже, чем уход на пенсию, но выше, чем тридцать лет назад - 57 /+12/. Подготовка к празднику прибавила больше других - 44 единицы и оценивается в 56 баллов. Болезненнее стал переноситься уход сына или дочери из дома: вместо 29 - 41 балл. То есть, по сравнению с 60-ми, в 90-х годах домашние, семейные ценности приобрели большую актуальность и возможные неудачи вызывают большую тревожность. Стресс не обязательно ведет к нарушениям нервной системы и вызывает соматические отклонения. Занятия спортом, объяснение в любви тоже вызывают стресс, но не чреватый негативными последствиями. Стресс избежать невозможно. Фраза Селье: "Полная свобода от стресса означает смерть" стала общим местом и цитируется в работах о стрессе постоянно. Вся человеческая жизнь соткана из приятных, радостных и неприятных, вредоносных стрессов. Последние еще называют - дистрессами.
Биология Некоторые убеждения Фрейда по поводу биологической основы сознания коренятся во взглядах на этот вопрос его учителя Брюкке (Brucke). Брюкке когда-то дал официальную клятву: твердо придерживаться суждения, которое, по-видимому, было достаточно откровенным и оптимистичным для того времени: «Не существует иных сил, кроме общих физических и химических, которые действуют в организме. Для тех случаев, которые не могут быть в данное время объяснены с помощью этих сил, нужно либо найти характерный способ или форму их воздействия при помощи физико-математического метода, либо допустить существование новых сил, равноценных физико-химическим, присущих материи, действие которых сводится к действию силы притяжения и отталкивания» (Rycroft, 1972, р. 14). «Я иногда выходил с его лекций (лекций Шарко)... с совершенно новой идеей относительно совершенствования ... Никакой другой человек никогда не влиял на меня подобным образом» (Freud in: E. Freud, 1961, p. 184-185). Шарко продемонстрировал, что возможно вызывать и снимать истерические симптомы с помощью гипнотического внушения. Фрейд, как и другие, наблюдал у истерических пациентов симптомы, которые невозможны с физиологической точки зрения. Например, в «перчаточной анестезии» (glove anesthesia) кисть человека лишена чувствительности, в то время как чувствительность в запястье и по всей руке обычная. Так как нервы пронизывают руку от плеча к кисти непрерывно, то не может быть физической причины существования этого симптома. Фрейду стало ясно, что истерия была болезнью, чей генезис требовал психологического объяснения. Бессознательное Фрейд не открыл бессознательное. Древние греки, среди прочего, советовали изучать сновидения. Незадолго до Фрейда Иоганн Вольфганг Гете и Фридрих Шиллер «искали источники поэтического вдохновения в бессознательном» (Gay, 1988, р. 128) так же, как многие другие поэты-романтики и даже современник Фрейда, писатель-романист Генри Джеймс (Henry James). Вклад Фрейда заключается в том, что он исследовал эту часть психики, ее первоосновы и сущность при помощи нового метода научного анализа. Его работы и внимание, которое они к себе привлекли, сделали слово «бессознательное» частью нашего общепринятого лексикона. Решающая попытка Фрейда разработать неврологически обоснованную психологию стала результатом его собственных ранних и чрезвычайно сложных исследований свойств кокаина (Fuller, 1992). Эта работа, в конце концов заброшенная Фрейдом, впоследствии была возобновлена другими учеными, и оказалось, что она явилась блестящей предтечей современных теорий, связывающих изменения в химии мозга с эмоциональным состоянием (Pribam, 1962). Основные понятия «Однажды вечером на прошлой неделе, когда я напряженно работал, мучимый болью такой силы, которая, казалось, довела меня до состояния, обострившего деятельность моего мозга, все преграды неожиданно рухнули, пелена спала, и я увидел отчетливую картину от деталей неврозов до всех возможных состояний, созданных сознанием. Все казалось согласованным, все в целом работало взаимосвязанно, и было впечатление, что это создание было реальным механизмом, который вскоре мог бы работать сам по себе... все было абсолютно ясно, и до сих пор это так. Естественно, я не знаю, как удержаться от радости» (Freud, Letter to Fliess; in: Bonaparte, 1954).
Такое плачевное положение субъективной психологии за последнее десятилетие вызвало к жизни направление, которое в лице одних авторов почти полностью, в лице же других полностью порывает с традициями прежней психологии и на место субъективного выдвигает объективный метод изучения психологической жизни животных и человека. Это направление известно под названием или «бихевиоризма», или объективной психологии, или рефлексе [логии] и представлено работами Торндайка, Паркера, Уотсона в Америке, Павлова с его школой и Бехтерева — у нас, Кал< нрзб. > в Германии. Необходимо иметь в виду, что объективное направление не отрицает факта существования психики, психической деятельности и психических состояний. «Конечно, эти состояния есть для нас первостепенная действительность, — говорит один из самых блестящих и последовательных представителей этого направления И. П. Павлов. — Они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливают прогресс человеческого общежития» (см.: Павлов И. П. Объективное изучение высшей нервной деятельности животных. Цит. соч., с. 157; см. там же: Первые шаги на пути нового исследования, с. 40. Дальнейшие шаги объективного анализа сложно-нервных явлений в сопоставлении с субъективным пониманием тех же явлений см.: с. 64 и ел.). Речь идет лишь 0 Другом, объективном методе изучения явлений. Сущность этого метода состоит в том, что объективно и экспериментально устанавливаются связи между раздражениями организма со стороны внешнего мира, деятельностью центральной нервной системы и условными рефлексами или поведением организма (условными в отличие от безусловных, прирожденных и связанных с низшей нервной системой Рефлексами). Иначе говоря, связь устанавливается между явлениями, которые все доступны объективному наблюдению и анализу. Поэтому все понятия и термины нового направления вращаются в сфере объективных внешних и физиологических явлений. Что же касается того звена в цепи этих явлений, которое не поддается объективному наблюдению и которое называется психическими явлениями, то оно выключается как таковое из сферы непосредственного анализа «СР» Павлов И. П. Физиология и психология при изучении высшей нервной Деятельности животных. Цит. соч., с. 193 и ел. Исследование высшей нервной деятельности. Цит. соч., с. 160 и ел.). Новое направление в изучении высшей нервной деятельности животных и человека по всем данным и по тем выводам, которые оно уже имеет, обещает дать очень значительные результаты. Во всяком случае, нам кажется, что с научной точки зрения было бы целесообразнее при изложении в соответствующих пунктах встать целиком на его почву, избегая туманной и общей терминологии интроспективной психологии. Мы это и делаем в тексте. Однако мы сознательно делаем это лишь в меру возможности. Возможность же эта определяется фактическими успехами самого объективного метода. Дело в том, что на данной стадии развития он далеко еще не располагает уже сложившимся запасом понятий и закономерностей, которые позволили бы охватить собой все те психические явления, с которыми приходится сталкиваться нам при изложении. Поэтому там, где это возможно, мы обходимся совершенно без понятий субъективной психологии. Там, где для соответствующих психических явлений нет интерпретации их с точки зрения объективного метода и где это достаточно без специального исследования, мы интерпретируем сами соответствующие термины в духе объективного метода. И только там, где такая интерпретация требовала бы специального исследования, где вместе с тем соответствующих исследований еще не произведено и где это не влечет за собой неясности в общем изложении, мы пользуемся понятиями и терминами традиционной психологии. Несомненно, психика человека, рассматриваемого как продукт естественно-органической эволюции, мало дифференцирована, синкретна, но все же в зачаточном состоянии обнаруживает корни всех основных психических способностей, свойственных уже общественному человеку. Она сложнее психики других животных, не исключая и тех, которые стоят к нему на лестнице органической эволюции наиболее близко. Соответственно, многообразнее и сложнее и его реакции на воздействия как внутренних органических процессов, так и внешней среды. Вопрос об этих реакциях человека или о его поведении имеет огромное значение. Реакции или акты поведения человека всегда являются ответом на те или иные его потребности. Ниже нам придется остановиться на вопросе о поведении человека подробнее. И для того чтобы сделать это последующее изложение достаточно ясным, необходимо уже здесь осветить вопрос о потребностях, которые свойственны человеку и удовлетворению которых служат акты его поведения.