Сохранить нормальное, полнокровное человеческое общение, не поддаться одиночеству - значит отодвинуть старость. Старение, как и одиночество, невозможно исключить. Старость сама по себе - есть одиночество. Это дети взрослеют классами, группами, а каждый человек стареет сам по себе, по-своему. При этом старение, как и одиночество, - есть проявление чувств, испытываемых человеком. Это чувство проявляется по разному - в подчеркнуто шаркающей походке, в одежде, в самоуничижительных замечаниях типа: "Мне противно заглядывать в зеркало, я вижу там старую обезьяну". От самого пожилого человека зависит насколько сильно его захватывает это чувство, насколько сильно он покоряется им, насколько они становятся сильнее всех других человеческих чувств. Эротические чувства /не путать с сексуальными!/ заставляют и мужчин, и женщин следить за своей внешностью, сохранять половую индивидуальность и привлекательность, мужественность или женственность. Чичиков, увидев Плюшкина, никак не мог понять, кто перед ним, и принял старика за бабу. Чувство собственного достоинства требует и в старости самообслуживания, самому управляться со всем и таким образом отстаивать свою независимость. Независимость и одиночество не совместимы. Независимый, самостоятельный человек не ищет, пока у него есть хоть какие-нибудь силы, ничьей поддержки и помощи, старается сам быть кому-нибудь полезным и необходимым. Любовь - самое сильное из всех чувств. Любовь к супругу, детям, внукам, другим близким людям, родным по крови или по духу отодвигает старение, избавляет от одиночества, придает душевные и физические силы. И даже в самом чувстве старения есть не только горечь, но и прелесть. Это чувство дано испытать только тому, кто через все жизненные испытаниями несмотря на них, дожил до старости. Мудрец античности Луций Анней Сенека, по меркам своего времени -долгожитель,(он прожил 70 лет), со знанием сути уверял: "Старость полна наслаждений, нужно только уметь ими пользоваться". Лев Толстой учил, что "оптимист вовсе не тот, кто никогда не страдал, а тот,- кто пережил отчаяние и победил его". Для пожилого человека очень важно поддерживать высокий уровень само-
Corsini, R., & Wedding, D. (Eds.). (1989). Current psychotherapies (4th ed.). Itasca, IL: F. E. Peacock. Maslow, A. (1968). Toward a psychology of being (2nd ed.). New York: Van Nostrand. Shamdasani, S. (Ed.). (1996). The psychology of kundalini yoga: Notes of the seminar given in 1932 by C. G. Jung. Princeton, NJ: Princeton University Press. Walsh, R. (1989). Asian psychotherapies. In R. Corsini & D. Wedding (Eds.), Current psychotherapies (4th ed.). Itasca, IL: F. E. Peacock. Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ Работы Зигмунда Фрейда, берущие свое начало из таких отраслей знаний, как биология, неврология и психиатрия, предложили новое понимание личности, которое оказало глубокое влияние на западную культуру. Взгляды Фрейда на природу человека, нанесшие сильный удар по общепринятым понятиям его эпохи, нашли отражение в комплексном и вызывающем значительный интерес методе понимания нормальной и анормальной психической деятельности. Его идеи были подобны взрыву, разметавшему представления о природе человека, существовавшие в позднюю викторианскую эпоху во всех областях. Его исследования темных сторон человеческой психики помогли людям осознать многие экстремальные состояния страха, проявившиеся во время Первой мировой войны, и травматические последствия, вызванные войной в каждой стране, вовлеченной в конфликт. «Зигмунд Фрейд по степени влияния своих произведений, широте взглядов и смелости теорий произвел коренную ломку мышления, устоев и представлений эпохи... Трудно найти в истории человеческой мысли, даже в истории религии, человека, чье влияние было бы так непосредственно, так обширно или так значительно» (Wollheim, 1971, р. IX). Фрейд изучал те области психики, которые были закрыты для философии и нравственности викторианской эпохи. Он разработал новые способы лечения психических заболеваний. Его работы подвергли сомнению культурные, религиозные, социальные и научные запреты. Произведения Фрейда, его решимость расширить границы своих работ вынуждали его находиться в центре интенсивного изменчивого круговорота друзей, последователей и критиков. Фрейд постоянно пересматривал и вносил коррективы в свои более ранние идеи. Интересно, что его самыми злейшими критиками были именно те, кем он лично руководил на разных этапах их научного пути. Невозможно рассмотреть весь научный вклад Фрейда в одной главе. Поэтому следует придерживаться намеренного упрощения комплексного и сложно построенного метода. Эта глава представляет собой беглый обзор, предназначенный для того, чтобы рассмотреть идеи Фрейда с более понятной точки зрения и лучше постичь теоретиков, чьи работы находятся под его сильным влиянием. Биографический экскурс
8. Человек и общество. Человек приходит, когда общество уже сложилось. Социальное пространство, его координаты и место человека в обществе. Его трансформация. Человек как завершающее звено. Персональный > ряд. 9. Итоги. < ... > 11. Социальное явление. Два принципа его классификации. Виды социальных явлений.