Развивая свою уникальную концепцию, основанную на представлении человека как ученого, Келли был поражен различием между точкой зрения психолога на свое собственное поведение и его позицией при объяснении поведения субъектов исследования. Он описывает это различие следующим образом. «Психолог как бы говорит себе: «Я — психолог, следовательно, ученый, я выполняю этот эксперимент, чтобы улучшить прогноз и контроль определенных феноменов поведения человека, но мой испытуемый, будучи простым человеческим существом, явно движим неумолимыми побуждениями, которыми он переполнен, или же он жадно стремится найти средства к существованию и/или защиту»» (Kelly, 1955, р. 5). Келли отвергает узкое представление о том, что только ученый-психолог, носящий белый халат, имеет отношение к прогнозу и контролю хода событий в жизни. Отнюдь не рассматривая человеческое существо как некую безвольную и бездумную каплю протоплазмы, он наделяет человека-испытуемого теми же самыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога. Именно представление о том, что психолог не отличается от испытуемого, которого он изучает, резюмирует когнитивную теорию личности Келли. Оно подтверждает веру Келли в то, что все люди действуют как ученые в повседневной жизни. Для него различие между ученым и неученым было недостоверным. То, что все люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных последствий для теории Келли.
Ramaswami, S., & Sheikh, A. (1989). Buddhist psychology: Implications for healing. In A. Sheikh & K. Sheikh (Eds.), Eastern and Western approaches to healing. New York: Wiley. Reps, P. (Ed.), (n.d.). Zen flesh Zen bones. New York: Doubleday (Anchor Books). Reynolds, D. (1980). The quiet therapies. Honolulu: University of Hawaii. Reynolds, D. (1984). Playing ball on running water. New York: Morrow. Reynolds, D. (1993). Plunging through the clouds. Albany: State University of New York. Sangharakahitah. (1970). The three jewels. New York: Doubleday (Anchor Books). Sayadaw, M. (1972). Practical insight meditation. Santa Cruz, CA: Unity Press. Shapiro, D. (1980). Meditation: Self-regulation strategy and altered states of consciousness. New York: Aldine. Shapiro, D., & Walsh, R. (Eds.). (1984). Meditation: Classic and contemporary perspectives. New York: Aldine. Shen-Yen. (1987). The advantages one may derive from Zen meditation. Elmhurst, NY: Dharma Drum.
X. — Если бы вы доверились слову, его прямо поставленному вопросу, вам не пришлось бы ссылаться на «переходность», благодаря которой невстреча оказывается у вас во сто крат насыщенней встречи! — Я уже говорил вам: разве Виевы пустые глаза не посредство? Разве его глазницы и весь его искусственный автоматизм убийственны сами по себе, а не чем-то маячащим в них, выявляться отказывающимся и в слове не умещающимся? Не так же ли точно ведут и к нему, нагнетая жуть в тайном предвестии, гроб ведьмы-панночки, страшная тишина, пробудившийся мертвец и наполнившие церковь чудовища? Вспомним еще раз: Хома умер от страха. И только. Но как это много! Страх и боль, — я от темы не уклоняюсь, — превышают всякое «чувствовать» и «казаться». Им-то и доверимся, чтобы вернуться к простой очевидности: злосчастный философ, куда бы его незримо через пред-стоящее ни заносило, сам стоял наконец именно перед Вием, незаменимым и неотменяемым, так что он бы, конечно, изумился до крайности, — а нечистая сила и вовсе бы адски расхохоталась, — если бы какой-то умник по секрету им сообщил, что Вий не то вынашивает в себе, не то уже наплодил многочисленное потомство...