Два абсолютно одинаковых индивида, каждый из которых обладает тем же самым набором знаний, привычек, склонностей и т.д., были бы друг для друга абсолютно неинтересны, не нужны. Это было бы попросту удвоенное одиночество" ("Диалектическая логика", М., 1984, с. 273). Контингент подопечных центров социальной помощи, этих островов одиноких, представлен в основном женщинами, что во-общем-то не удивительно при том различии в продолжительности жизни мужчин и женщин, которое существует в нашей стране. Удивительно другое наблюдение - овдовевшие мужчины гораздо сильнее переживают свое состояние, чем женщины. И дело не в том, что мужчине легче избавиться от одиночества, вступив в новый союз, а в том, что мы привыкли считать мужчин менее эмоциональными, более сдержанными в своих чувствах и т.д. Разгадка, видимо, не в эмоциональной настроенности, а в способности к адаптации. Мужчины труднее приспосабливаются к новому состоянию. Потеря работы, уход на пенсию для них порой не меньшая психическая травма, чем утрата супруги. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин подспудно готовит женщину к вдовьей доле, к вступлению в сообщество вдов. Мужчина-вдовец редкое явление. Он, как птица с одним крылом, не приспособлен к жизни. Единственный выход из положения, /не считая возможности вступить в новый брак/ - принять женские правила поведения, отказавшись от собственного статуса. Женщины обычно возмещают утрату , обратив все свое внимание, всю чувственность к детям. Среди мужчин-вдовцов легче адаптируются те, у кого есть дочь и возможность влиться в ее семью. Дед, который прежде с трудом отличал назначение пеленки от клеенки, может стать отличной нянькой для любимых внуков. 56 Еще один путь смягчения одиночества по утверждению психологов - это общение с животными. Так спасался от абсолютного одиночества Робинзон Крузо. К творчеству Даниэля Дефо не раз обращались философы, есть даже такое понятие -"робинзонада". Я же вспомнил о Робинзоне в связи с одной записью в студенческом отчете, где рассказывается о пенсионерке Д. 70 лет, врача по прошлой профессии:" После смерти мужа,- вспоминает Д.- было желание покончить жизнь самоубийством, не было смысла жить. Впервые почувствовала себя одинокой /детей у нас не было/, беззащитной и несчастной. Вновь обрела уверенность в себе, желание жить, когда появилась любимая собака."
Перед вами первое из серии упражнений, задача которых дать вам возможность лучше узнать представленные концепции. Мы развиваемся и формируемся в определенной степени под влиянием прошлого опыта; следовательно, мы подходим к любому материалу, будучи уже готовыми принять или отвергнуть какие-то его части. Перед тем как приступить к чтению этой книги, вы, возможно, сочтете для себя полезным оценить некоторые из основных факторов, обусловивших ваше собственное развитие. Напишите ответы на нижеследующие вопросы. Отвечайте на вопросы как можно более непринужденно и полно, поскольку это упражнение носит конфиденциальный характер. 1. Что означает ваше имя? Назвали ли вас в честь кого-то из ваших родственников? Имеет ли ваше имя какое-то особое значение для вас или вашей семьи? 2. Какое прозвище(а) вам больше нравится? Почему? 3. Какова ваша этническая и/или религиозная принадлежность? Если здесь между вами и вашей семьей имеются какие-то отличия, прокомментируйте их. 4. Опишите своих родных братьев и сестер и свои чувства к ним. 5. Опишите своих родителей (приемных родителей) и свои чувства к ним. 6. На кого из членов вашей семьи вы больше всего похожи? Чем? 7. Каковы нынешние обстоятельства вашей жизни — работа, жилищные условия и т. д.? 8. Снятся ли вам одни и те же сны, предаетесь ли вы одним и тем же мечтам? Опишите их. 9. Кто из мужчин и женщин прошлого или настоящего вызывает у вас наибольшее восхищение, кого из них вы больше всего цените? Почему? Кого из них вы могли бы назвать идеальной ролевой моделью?
2. Поведение человека. Определение. Классификация актов поведения. Материальная, психическая и идеальная стороны в поведении человека. Все ли акты поведения социальны? Возможность ответа только в связи с послед [ствиями]. 3. Связи между людьми и их значение для бытия общества и социальных явлений. Сущность связи. Виды связи. Материальная, психическая и идеальная стороны связей. Связи и их массовый характер. Гетероген [ность] общест [ва]. Коллективно-психические явления. Идеи, объективация в идеях. Роль языка. Материализация. Устойчивость. Процесс связей и объективный результат. Двойственность человека. Обращение вопроса: от результата к связям и человеку. 4. Коллективно-психический ряд. Его состав. Можно ли говорить о коллективном духе ндивидивидуально]-псих [ический] и коллективно-психич[еский] ряд.