И в заключение этого вопроса замечу, что любые психологические тесты и классификации типов носят спорный, необязательный характер. Они не отражают и не могут отразить всех нюансов индивидуальной натуры. Но социальному работнику, и не только ему, всякому человеку, кто хочет понять себя и других, необходимо знакомство с типоведением, Одиночество. Стало своего рода штампом добавлять к слову "старики", другое - "одинокие". Студенты-практиканты, обследуя прикрепленных к центрам социальной помощи, а как известно это люди исключительно живущие одиноко, не встретили никого, кто бы признался, что страдает от одиночества. Прежде всего, человек, живущий один и одинокий человек -это не одно и тоже. Напротив, одиноким, страдающим от одиночества может быть человек, живущий в большой семье или в многолюдном общежитии. Во-вторых, интроверты любят тишину и уединение, ощущают необходимость "подзарядиться" в одиночестве после того, как им пришлось побывать на людях, их раздражают 55 слишком компанейские люди /экстраверты/. Следовательно, не все одинокоживущие страдают от одиночества: определенный тип людей бережет и лелеет свое одиночество. Одиночество,- утверждают психологи,- не измеряется расстоянием, отделяющим одного человека от другого, оно обусловлено наличием или отсутствием "родственной души". Причем "родная душа" это не обязательно человек, который всегда говорит вам: "да". Скорее, наоборот. Выдающийся философ современности Эвальд Ильенков полагал, что "единство /или общность/ создается тем признаком, которым один индивид обладает, а другой - нет. И отсутствие известного признака привязывает одного индивида к другому гораздо крепче, чем одинаковое наличие его у обоих.
Итоги главы В качестве нового средства, помогающего учащимся понять важнейшие элементы каждой главы, мы включили в книгу краткое изложение основных пунктов и центральных теоретических вопросов, обсуждаемых в каждой теории. Ключевые понятия Другая новая особенность этого издания, преследующая педагогические цели, — это раздел «Ключевые понятия», помещенный в конце каждой главы. В этом напоминающем глоссарий перечне мы даем определения основных терминов, используемых каждым теоретиком. Библиография Мы поместили библиографические разделы в самом конце всех глав, вместо того чтобы давать общую библиографию в завершающей части книги. Учащиеся сказали нам, что наша книга является полезным справочником по другим предметам и в случае самостоятельного изучения отдельных теоретиков. А все благодаря тому, что ранее они посоветовали нам дать библиографию в такой раздельной форме. Для размышления В добавление к этой общей структуре каждая глава содержит ряд разбросанных внутри нее блоков «Для размышления», которые позволят вам лучше прочувствовать некоторые аспекты теории. Экспериментальное и интеллектуальное обучение — это, скорее, взаимодополняющие, чем антагонистические процессы. Личное знакомство с какой-то концепцией делает восприятие теории более непосредственным, чего нельзя добиться никакими иными средствами. Все упражнения проверялись, усовершенствовались и перепроверялись, пока учащиеся не признавали их полезными. Мы настоятельно советуем вам проделать как можно больше упражнений, представленных в «Самонаблюдениях». Наши студенты обнаружили, что упражнения по-настоящему углубляют их понимание материала, помогают им запоминать понятия и расширяют знания о себе и окружающих. Для размышления. Биографический опросник
Глава 2. Строение общества и основные категории общественных явлений Схема 1. Человек, как элемент обществ [енной] совокуп [ности]. В каком смысле. Человек и его психо-физич [еская] организация. Влияние на нее со стороны общества. Мы знаем челов[ека] только в условиях общества. Двойственность природы человека. Потребности.