Кроме эмпирических данных область теории личности содержит огромное количество ярких мыслей, метких наблюдений, новаторских методов терапии и обстоятельных разъяснений концепций, которые помогают нам получить ответ на сложный вопрос, что же мы собой представляем. Как вы увидите, мы редко оперируем данными исследований. Буквально все теоретики относились с большим скепсисом к достоверности и полезности каких бы то ни было исследований, которым подвергались их теории (Corsini & Wedding, 1989). Вместо этого мы используем то ограниченное количество страниц, которое мы можем отвести для каждой теории, таким образом, чтобы сделать ее как можно более ясной, живой и понятной. Динамика Мы — живые, а не статичные системы. Наше стремление улучшить свое здоровье и достичь большего осознания мы называем психологическим ростом. Все, что препятствует росту, замедляет или искажает его, определяется как помехи росту. В рамках каждой из включенных в книгу теорий был разработан ряд практических методик, называемых терапией, консультированием или духовной практикой, с тем чтобы помочь человеку преодолеть помехи и вновь обеспечить его нормальный личностный рост. Хотя эти методики и являются показательным продолжением теории, мы не обсуждаем их подробно, поскольку данный текст посвящен теории личности, а не психотерапии. Структура Мы старались быть последовательными в своем стремлении помочь вам сравнить и противопоставить различные теории, но пытались избежать формализма, который мог бы повлечь за собой необъективное освещение теорий. Хотя любая теория в этой книге может утверждать, что она вбирает в себя все основные аспекты функционирования человека, мы обнаружили, что каждая из них направляет свое внимание главным образом на какие-то отдельные области, почти полностью игнорируя другие. Часто после того или иного заголовка мы ограничиваемся лишь следующей фразой: «Эта теория не обсуждает данный вопрос». Соматика (тело) Хотя эта книга посвящена психологическим теориям, все они базируются на изучении наделенных плотью человеческих существ, которые дышат, принимают пищу, способны испытывать напряжение и расслабляться. Некоторые теории уделяют пристальное внимание тому, насколько велико влияние физиологии на психологические процессы; другие проявляют к этой связи гораздо меньший интерес. Вероятно, среди западных теоретиков больше других интересовался соматикой Вильгельм Райх (Wilhelm Reich). Хотя в своих поздних трудах Фрейд уделяет либидо меньше внимания, Райх сделал его концепцию либидо своим центральным принципом. По Райху, главной задачей психотерапии является высвобождение заблокированной биологической энергии. Райх доказывал, что психика и тело едины; все психологические процессы, согласно его постулату, — это составная часть физических процессов, и наоборот.
7. Угасающий - человек, который так и не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новым занятием, не нашел применения своим силам /к нему должно быть проявлено особое внимание со стороны родственников и социального работника/. 8. Больной - люди такой направленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, сколько наблюдением за протеканием болезни. Как видно, речь идет в основном о здоровых людях, тогда как многие старики становятся девиантами, то есть людьми с отклоняющимся поведением /пьяницы, бродяги, самоубийцы/. У Гегеля есть маленькая статья, всего 6-7 страниц: "Кто мыслит абстрактно?". Философ с едким, и вообщем-то редким для 53 него юмором, преподносит идею о том, что абстрактное мышление вовсе не привилегия образованного ума. На паре забавных примеров он показывает, что почтение к абстрактному мышлению не больше, чем предрассудок. Обыватель вырывает из характеристики человека какую-то одну, пусть и важную, черту и по этому одному качеству, как бы уничтожая все остальные, пытается понять, что составляет человеческое существо. Возникает вопрос: не уподобляемся ли мы тому обывателю, накладывая различные типологии на конкретных людей, выискивая какую-то одну сторону из многогранности личности, и окрашивая в ее цвет всего человека?
7 Ср.: Морозов Г. Ф. Цит. соч. С. 9, 28, 36, 46. Ср.: Бухарин Н. Цит. соч. С. 90 и сл.*10* Животные организмы, в свою очередь, распадаются на значительное число видов. Но среди [н] их нас в особенности интересует вид Homo sapiens, человек как организм, достигший, насколько нам известно, наивысшего органического развития и представляющий собой по своей природе и организации достаточно и глубоко своеобразный вид среди видов животных организмов. Поэтому мы можем подразделить все животные организмы на два основные класса: животные в тесном смысле слова и человек. В соответствии с таким подразделением и животные сообщества распадутся на две основные категории: животные сообщества, т. е. реальные совокупности животных организмов в тесном смысле слова и человеческие сообщества или общества. Исходя из вышеизложенного, мы можем сказать: человеческое общество есть реальная совокупность людей8.