Как увеличить товарооборот, в условиях кризиса?










Экономика Москвы 59

Восточные теории включают в себя весомые концепции и эффективные методики личностного и духовного развития. На Западе эти учения становятся объектом как научных исследований, так и практического применения.
Все чаще признается, что западные психологи могли недооценивать психологию и терапию других культур. Отдельные азиатские учения включают в себя комплексные виды терапии, и экспериментальные исследования подтверждают их способность оказывать психологическое, физиологическое и психотерапевтическое воздействие. Сейчас азиатские виды терапии используются все большим числом западных людей, в том числе специалистами в области психического здоровья. Они позволяют по-новому взглянуть на психологическое функционирование, потенциальные возможности и патологии, а также применить новые подходы и методы. Вдобавок изучение других культур и практик часто оказывает целительное воздействие, разоблачая скрытые этноцентрические гипотезы и ограниченные представления и тем самым способствуя более широкому взгляду на человеческую природу и терапию...
Азиатские виды психологии делают акцент главным образом на экзистенциальных и трансперсональных уровнях, уделяя мало внимания патологии. Они содержат подробные описания различных состояний сознания, уровней развития и ступеней просветления, которые выходят за рамки традиционных западных психологических схем. Более того, они притязают на обладание приемами, с помощью которых можно вызвать эти состояния (Walsh, 1989, р. 547-548).
Данные главы включены в книгу с тем, чтобы дать вам возможность рассмотреть, оценить и в какой-то степени опробовать на практике эти подходы к личности в контексте критического и сравнительного направления внутри психологии. Мы имеем немало свидетельств о том внимании, которое учащиеся уже уделяют этим вопросам. Однако уровень фундаментальных знаний о восточных традициях часто бывает очень низок в сравнении с тем интересом, который многие люди проявляют к этим занятиям, или хотя бы с тем количеством времени, которое на них затрачивается.
Изучение восточной психологии
Зачем нужно рассматривать религиозные системы в книге, посвященной психологии? Термин религия имеет такие побочные значения, как застывшая догма, общепринятая мораль и т. д. Казалось бы, эти понятия не слишком совместимы с психологией.
Важно не забывать, что мы говорим здесь о восточной психологии, а не о восточной религии. Общим истоком йоги, дзэна и суфизма является потребность объяснить отношения между религиозной практикой и повседневной жизнью. Духовные наставники были среди первых психологов как на Западе, так и на Востоке. Они хотели понять эмоциональную и личностную динамику своих учеников, а также их духовные потребности. С целью осмысления вопросов, с которыми сталкивались их ученики, они обратились сначала к собственному опыту — принцип, почитающийся, как мы видим, и сегодня в учебном психоанализе, который проходят многие психотерапевты.
Эти системы действительно отличаются от большинства западных теорий личности повышенным интересом к ценностям и моральным вопросам и акцентом на целесообразности жизни в соответствии с определенными духовными нормами. Они утверждают, что мы должны жить согласно определенному моральному закону, поскольку нравственно регламентированная жизнь оказывает прямое, зримое и благотворное воздействие на наше сознание и общее благополучие. Однако все эти три психологические системы исповедуют практический, даже «иконоборческий» подход к морали и ценностям. Каждая из этих традиций указывает на бесполезность и неразумность такой ситуации, когда внешней форме уделяется большее внимание, чем внутренней функции.
В основе этих видов психологии, как и их западных аналогов, лежит внимательное изучение человеческого опыта. В течение веков они обобщали эмпирические наблюдения за тем психологическим, физиологическим и духовным воздействием, которое оказывают разнообразные идеи, установки, модели поведения и упражнения.
Кредо каждой системы базируется на личном опыте и прозрениях ее основателей. Жизнеспособность и значимость этих традиционных психологических систем поддерживается постоянной проверкой, доработкой и видоизменением тех первичных прозрений, с тем чтобы они соответствовали новым условиям и межличностным ситуациям, а также различной культурной среде. Другими словами, эти многовековые психологические системы сохраняют свою актуальность, продолжая изменяться и развиваться.

Для долгожительства необходимо, чтобы человек как можно дольше сохранял свою работоспособность. Старость и работоспособность это два антагониста: где есть работоспособность, там нет места старости. Труд есть жизненная потребность человека, но это не обязательно работа по найму, по экономическому принуждению. Надоевшая работа это каторга, изматывающая жизненные силы. Что же касается безработицы пенсионеров, то "выталкивание" пожилых людей на пенсию противоречит и международному и российскому праву. Ни в каком возрасте человек не теряет права на труд, если он по своим физическим и интеллектуальным возможностям способен выполнять определенную работу. Следует заметить, что это не только отечественная проблема. В США по инициативе президента Р. Рейгана, в 1988 году был принят специальный Закон, запрещающий какую-либо возрастную дискриминацию при приеме на работу людей в возрасте до 70 лет. В принципе не должно быть вообще никакой возрастной дискримации, в том числе и для тех, кому 70 и больше лет.
50
Датский социолог С.Форсман пишет о трудностях, встречающихся на пути практического решения вопроса о занятости пенсионеров. Трудности, испытываемые российскими пенсионерами, во многом аналогичны тем, о которых говорит датский ученый. Первая трудность - психологическая, связанная с субъективной самооценкой старых людей, невидящих перспективы своей дальнейшей производственной деятельности. Вторая- финансовая, ибо старым работникам предприниматели стараются платить поменьше. Т р е т ь я трудность -демографическая, связанная со старением всего населения, и обостренной конкуренцией с молодыми работниками. Четвертая- адаптационная, характеризует нежелание пожилых людей оставить прошлую профессию и приобрести новую, современную. Итак, занятость пенсионеров в нынешнем стареющем мире становится глобальной проблемой.
Адаптация различных типов людей к феномену старости. Самооценки у людей любого возраста могут быть со знаком плюс и со знаком минус, то есть завышенными и заниженными. И это на всю жизнь. Напомню суждения Эрика Эрикеона о психосоциальных кризисах. Тот, кто легко преодолел, перепрыгнул через первые четыре кризиса зачастую приобретает "амбиции не по амуниции". Он в молодости не умеет соотносить свои притязания со своими способностями и остается таким на всю жизнь. А вот тот, кто потерпел неудачи на первых ступенях может стать человеком, относящимся с недоверием к окружающему миру, неуверенным в собственных силах, с чувством постоянной вины и собственной неполноценности. Он тоже навряд ли изменится и, уже будучи стариком, все также будет на кого-то оглядываться.
Более того, в самооценку включается еще и самоощущение старости.
Признание себя старым - сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не менее вредоносно для физического и психического состояния. Такие старики беспечны и склонны переоценивать свои возможности и свое обаяние. Зато их никогда не угнетают мысли о смерти. Правильное ощущение собственного возраста - это верная манера поведения и общения. Старый человек должен иметь мужество "примириться", а по возможности "слюбиться" со своим положением, приспособиться.

7
Итак, реальные совокупности в строгом смысле слова предполагают наличие объективно уловимой связи между элементами. Но связи эти могут быть глубоко различны и притом в различных отношениях. В силу различия связей между элементами будут также различны и реальные совокупности как таковые.
В соответствии с особенностями природы входящих в совокупность элементов, связи эти могут быть прежде всего или чисто материальными (понимая материальное в широком смысле, как нечто не психическое и не идеальное), или материально-психическими. Вместе с тем они могут [быть] непосредственными, могут предполагать непосредственный контакт между элементами данного рода, непосредственное физическое соприкосновение их между собой. Таковы, например, все связи в различных областях неорганического мира, в значительной мере связи, существующие в организме, лишь в очень малой степени в обществе, даже в обществе, понимаемом в самом широком смысле. Но они могут быть опосредствованными, косвенными. Это имеет место в тех случаях, когда связь и даже материальная связь между элементами существует без прямого материального соприкосновения этих элементов друг с другом. Примером таких связей может служить связь между отдельными экземплярами растений, входящих в растительное сообщество. Растения могут материально и непосредственно не соприкасаться друг с другом, но тем не менее связь между ними и притом связь материальная в их борьбе за ограниченные средства существования будет, несомненно, существовать5. Однако особенно широкое значение такие опосредствованные связи имеют там, где эти связи носят в значительной мере психический характер, то есть в человеческом обществе. По самому существу своему осуществление психической связи предполагает наличие различных материальных проводящих посредников.

Назад



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
Hosted by uCoz