- получение интеркорреляций всех переменных; - извлечение факторов из корреляционной матрицы; - определение нагрузок факторов; - интерпретация и подбор названий для факторов. Получив вводную информацию о технике факторного анализа, рассмотрим теперь, как Кеттел и Айзенк использовали эту процедуру для идентификации основных аспектов человеческой личности.
Книга Эккера и Халли «Глубинно-ориентированная краткосрочная психотерапия» знакомит читателей с современной конструктивистской психотерапией, в которой важное значение уделяется роли бессознательных установок (конструкций), а также методам выявления и психотерапевтической работы с этими конструкциями. Epting, F. R. (1984). Personal construct counseling and psychotherapy. New York: John Wiley. Книга Эптинга «Консультирование и психотерапия личностных конструктов» содержит ясное и подробное описание психологии личностных конструктов и ее психотерапевтических приложений. Eron, J. В., & Lund, T. W. (1996). Narrative solutions in brief therapy. New York: Guilford. В книге Эрона и Лунда «Повествовательные решения в краткосрочной терапии» описывается новый конструктивистский подход к психотерапии, и хотя он не основан непосредственно на психологии личностных конструктов, он во многом обязан смыслоориентированным подходам Келли и Роджерса. Faidley, A. J., Leitner, L. M. (1993). Assessing experience in psychotherapy: Personal construct alternatives. Westport, CT: Praeger. Книга Фэйдли и Лейтнера «Оценка опыта в психотерапии: альтернативы личностных конструктов» представляет собой профессионально написанный обзор методов конструктивистской оценки (диагностики) и терапии и содержит описания многочисленных историй пациентов. Fransella, F. (1995). George Kelly. London: Sage. Первая глава книги Ф. Франселлы «Джордж Келли» представляет собой подробную биографию Келли, основанную на воспоминаниях его студентов и коллег; остальная часть книги является удачным введением в психологию и психотерапию личностных конструктов. Gergen, K. J. (1991). The saturated self: Dilemmas of identity in contemporary life. New York: Basic Books.
Вы видите, что в такого рода самопознании не возникает альтернатива: или человек познает природу или самого себя. Действительно, он способен познать самого себя лишь при условии, что имеет определенную точку зрения на природу познания, развернутую и детализированную систему знаний, позволяющую ему точно постигать не только глобальную организацию природы, но и составляющие ее элементы. В то время как в понимании эпикурейцев познание природы имело основной целью освобождение человека от страхов и мифов, которые переполняли его с колыбели, в трактовке познания стоиками речь идет о том, чтобы человек обрел самообладание в том мире, где он находится, иначе говоря, чтобы вновь поместить его внутрь абсолютно рационального и внушающего доверия мира — мира Божественного провидения, поместившего человека именно туда, где он находится, определившего его место в последовательной цепи отдельных причин и следствий, необходимых и разумных, которые он должен принять как данность, если действительно стремится освободиться от этой цепи в единственно возможной форме признания ее необходимости. Таким образом, самопознание и познание природы находятся не в альтернативной оппозиции, а, напротив, в абсолютной связи, в том смысле, что познание природы открывает человеку тот факт, что он есть не что иное, как точка, единственная проблема которой состоит в том, чтобы определить свое местоположение и одновременно принять ту рациональную систему, которая это местоположение ей определила. В каком смысле можно считать данное следствие знания освободительным? Первым результатом знания природы является установление максимального напряжения между «Я» как разума и «Я» как точки. И, во-вторых, знание природы является освободительным в той мере, в какой оно позволяет человеку не отворачиваться от самого себя, не отводить взгляда от того, что он есть, а, напротив, лучше сфокусировать его и непрерывно держать самого себя в поле зрения, обеспечить такое созерцание себя самого, которое бы показывало связь человека с совокупностью установлений и необходимых условий, рациональность которых он понимает.