Сказанное здесь о предлагаемой рукописи Н. Д. Кондратьева характеризует ее лишь с одной стороны, но она ценна для нас не только в связи с тем, как и где она создавалась. Это — плод многолетних внутренних размышлений ученого о том, как возможна адекватная экономическая теория. Для него этот вопрос равнозначен вопросу о том, как вообще возможно социальное познание или теоретическая социология. В своем труде Н. Д. Кондратьев предпринял своеобразную попытку создания синтетической системы социального знания на основе всего, что было наработано в этой области мировой науки XIX — начала XX в. В истории официального советского обществоведения, пожалуй, не найдется работы сходного замысла и уровня мысли. Но подобные попытки в мировом научном сообществе все же предпринимались. Вспомним хотя бы «Структуру социального действия» Т. Парсонса (1937). Важно отметить еще одну особенность предлагаемых материалов, которая самым непосредственным образом связывает книгу и представляющие ее здесь две главы с настоящим изданием. Она состоит в том, что подход Н. Д. Кондратьева к проблеме обоснования социологии и экономики (и социальных наук вообще), к вопросу о предмете этих наук очень близок современным поискам философии и социологии науки, и особенно в части обсуждения онтологического их обоснования. И здесь размышления русского ученого попадают в самый центр новейших международных теоретических дискуссий по «вечным» вопросам: что такое социология и общество, которое она изучает. Условные обозначения, принятые в тексте
же продолжительность жизни значительно выросла и многие стра- ны стали называться "седым обществом", во властную элиту при- шли молодые люди, многие из которых еще не достигли возраста "акмэ". В Древней Греции осуществлялось верховенство Совета ста-рейших - "герусии", а члены такого Совета именовались "геронтами", что в буквальном переводе означает "старец". В трагедиях Гомера и Софокла старики предстают с почти божественными нимбами. Гомер в "Илиаде" дает такую характеристику старику-властителю: "Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет..." В утопии Платона (428-347 до н. э.), в идеальном государ-
Сознание Карма Подсознательные тенденции Гуру Инициация Школы йоги Динамика Психологический рост Четыре стадии жизни Самореализация Препятствия духовному росту