Breuer J., Freud S. (1895). Studies in hysteria (Trans. A. Brill). In J. Strachey (Ed.). The standard edition of the complete psychological works of Sigmund Freud (Vol. 2). London: Hogarth. Byck R. (Ed.) (1974). Cocaine papers by Sigmund Freud. New York: Meridian. Clark R. W. (1980). Freud: The man and the cause. New York: Random House. Cohen J. (1969). Personality dynamics: Eyewitness series in psychology. Chicago: Rand McNally. Cramer P. (1987). The development of defense mechanisms. Journal of Personality, 55, 597-614. Cramer P. (1988). The Defense Mechanism Inventory: A review of research and discussion of the scales. Journal of Personality Assessment, 52, 142-164.
- Развитие и расцвет ощущения самости и приводит к ощущению идентичности. - Недостаток нормального чувства идентичности может вызвать враждебное отношение к существующим ценностям и общественным целям. Трудный подросток, ощущающий неспособность посвятить себя позитивной социальной роли, может выбрать вместо нее негативную роль. - Ощущение «я тот, кем хочу быть сам» играет решающую роль в развитии нормального чувства идентичности. - Психобиография и психоистория комбинируют методы психоанализа и истории в изучении частной и коллективной жизни. Ключевые понятия Автономия против стыда и сомнения (Autonomy versus shame and doubt). Вторая стадия, на которой ребенок по-новому взаимодействует с миром, а ощущение независимости растет вместе с чувством свободного выбора. На этой стадии осваивается сила воли, которая позднее создает базу для признания взрослым человеком духа справедливости, проявляющегося в социальном институте закона. Базисное доверие или базисное недоверие (Basic trust versus basic mistrust). Первая стадия развития, на которой формирование у младенца ощущения своего «я» напрямую зависит от тщательности заботы о ребенке. В результате этой стадии возникает сила надежды, лежащая в основании развития настоящей веры. Генеративность против стагнации (Generativity versus stagnation). Седьмая стадия включает интерес к творчеству и продуктивности в работе и личной жизни, к детям, идеям, продуктам и принципам. На этой стадии развивается способность заботы. Идентичность (Identity). Этот термин включает чувство индивидуальности, целостности и тождественности, ощущение синтеза, единства и социальной солидарности. Понятие идентичности имеет как социальные, так и психологические аспекты. Идентичность против спутанной идентичности (Identity versus identity confusion). Пятая стадия — период, когда подросток сомневается в ролевых моделях и идентификациях прошлого. В этот период перехода от детства к зрелости главным становится вопрос «Кто я?» Верность — базовая способность этой стадии, формирующая основу идентичности человека, когда он или она сталкивается с необходимостью выбрать систему ценностей и карьеру.
1. См.: A Realist theory of science. Leeds. 1975. esp. Ch. 1 Sec. 4. 2. Маркс К. Экономические рукописи 1857—1895 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 214.