Фрейд выделял три уровня сознания — сознание, предсознательное и бессознательное — с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности). В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу эго решает при помощи вторичных процессов представления. Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Суперэго состоит из двух структур — совести и эго-идеала. Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основные параметра: источник, цель, объект и стимул. Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера. Так, взрослые с фиксацией на анально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и непреодолимо аккуратными. Фрейд выделял три типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего эго о надвигающейся опасности, исходящей от инстинктивных импульсов. В ответ эго использует ряд защитных механизмов, включая вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, сублимацию и отрицание. Защитные механизмы действуют неосознанно и искажают восприятие реальности индивидуумом. Теория Фрейда опирается на определенные исходные положения относительно природы человека. В психоаналитической теории нашли выражение:
Таблица 8.2. Восемь стадий человеческого развития (Источник: Erikson, 1982, р. 32-33.) Стадии Психосексуальные стадии и методы Психосоциальные кризисы Радиус значимых взаимоотношений Базовые силы Существенные патологии: базовые антипатии Принципы социального порядка Ритуализации Ритуализм I. Младенчество Орально-респираторный, сенсорно-кинестетический (инкорпоративные методы) Базисное доверие против базисного недоверия Личность матери Надежда Замкнутость Космический порядок Мистическая Идолопоклонство II. Раннее детство Анально-уретральный, мышечный, методы удержания и отъединения Автономия или стыд и сомнение Родители Воля Принуждение Закон и порядок Рассудочная Легизм III. Дошкольный возраст Инфантильно-генитальный, двигательный (методы вторжения и включения) Инициативность или чувство вины Семья Намерение Торможение Идеальные прототипы Драматическая Морализм IV. Школьный возраст Латентность Трудолюбие или неполноценность Соседи, школа Компетентность Инерция Технологический порядок Формальная (техническая) Формализм V. Отрочество Половое созревание Идентичность или спутанность идентичности Группа сверстников и другие модели лидерства Верность Отрицание Идеологическое мировоззрение Идеологическая Тоталитаризм VI. Ранняя зрелость Генитальность Интимность или изоляция Партнеры в дружбе, сексе, конкуренция, сотрудничество Любовь Исключительность Модели сотрудничества и конкуренции Принадлежность к группе Элитарность VII. Зрелость Воспроизводство Генеративность против стагнации Разделение труда и ведения домашнего хозяйства Забота Неприятие окружающей среды Культурные и образовательные процессы Принадлежность к поколению Авторитаризм VIII. Старость Генерализация чувственных методов Интеграция или отчаяние Человечество, «свой круг» Мудрость Пренебрежение Мудрость Философская Догматизм
Вернемся теперь к людям. Человеческое действие характеризуется очевидным свойством преднамеренности и целенаправленности (интенциональности) (...) Уже отсюда должна быть ясна важность категориального различения между людьми и обществами и, соответственно, между человеческими действиями и изменениями в социальной структуре. Свойства социальных форм могут очень отличаться от свойств индивидов, от деятельности которых они зависят. Так, без всякой натяжки можно признать, что целенаправленность, интенциональ-ность и иногда самосознательность характеризуют человеческие действия, но не изменения в социальной структуре 31. Моя концепция состоит в том, что люди в своей сознательной деятельности по большей части бессознательно воспроизводят (и попутно преобразуют) структуры, направляющие их самостоятельные «производства». Так люди вступают в брак не для того, чтобы воспроизвести нуклеарную семью, и работают не для того, чтобы поддержать жизнь капиталистического хозяйства. И тем не менее семья и хозяйство оказываются ненамеренным последствием (и неизбежным результатом), равно как и необходимым условием, их деятельности. Более того, когда социальные формы изменяются, объяснение этого обычно кроется не в желаниях субъектов изменить их определенным образом, хотя такой образ может выступать в роли весьма важного теоретического и политического предела.