Психоанализ Социальная антропология Гештальт-психология Курт Гольдштейн Основные понятия Иерархия потребностей Самоактуализация Вершинные переживания Дефицитарная психология и бытийная психология Эупсихея Синергия
29 ной старости столкнулось впервые и во многом оказалось к этому неготовым ни на уровне социума, ни на уровне индивидов. В-третьих, интересны положения Дж. Мида о стадийности процесса развития самости. На первой стадии, стадии ролевой игры ребенок идентифицирует себя с тем образом, который ему навязывают или подсказывают родители. На второй стадии, собственно игровой, подросток, общаясь в более широком кругу, получает возможность взглянуть на себя со стороны. Так формируется "меня" и принимаются правила игры. На третей стадии человек входит в определенную группу, осваивает систему отношений и тем самым определяет свое место в общественной иерархии. Нам представляется, что схему Дж.Мида можно расширить, распространив трехфазное представление на каждый новый этап в жизни человека. Одним из таких этапов является старость. На первой стадии, еще задолго до наступления реальной старости человек подспудно "примеряет" на себя образ старика, в общении с людьми старшего возраста, с дедушкой, бабушкой. На второй стадии, в непосредственно предпенсионном возрасте, человек осваивает правила поведения в сообществе пенсионеров - принимает моду этой группы, отказывается от прежней моды и привычек, усваивает принятые правила поведения стариков. На третей стадии, собственно пенсионной, он использует приобретенное на второй стадии, обретает символы старости, адаптируется к новому отношению к себе со стороны окружающих. Важным моментом является своевременность вступление во вторую и третью стадию, чреваты и преждевременность, и опоздание. И в том, и в другом случае человек оказывается вне собственной возрастной группы, как бы застревает в переходе. Преждевременное "натягивание" стариковского поведения равносильно раннему старению, запаздывание в осознании собственного возраста когда-то остроумно охарактеризовал Цицерон: "Он остался прежним, но прежнее ему не шло". Степень разработанности социальной геронтологии и герон-тосоциологии есть опосредованное отражение неготовности общества к своей новой демографической структуре, к связанным с её обретением трудностям и использованием её достоинств. Мид считал, что в адаптации содержится сила созидания, то есть можно утверждать, что адаптация общества к новой демографической ситуации носит созидательный, стабилизирующий характер, столь необходимый сегодняшней России. Геронтократия. Двадцать шесть веков назад мудрый грек Пифагор сказал, что расцвет человеческих сил совпадает с его со-
26 «Мое предложение сводится к тому, чтобы рассматривать исходную позицию как точку зрения, с которой ноуменальные «Я» видят мир». (R awls J. A theory of justice. P. 255.) 27 Ibid. P. 221. 28 We11mer P. Ethik und Dialog. Sects. 7, 8.