Библиография Глава 12. Практические приложения когнитивной психологии Исследование человеческого познания Компьютерные модели и обработка информации человеком Разум и машины Критика компьютерного моделирования Выход из замкнутого круга «разум—машина» Аарон Бек и когнитивная терапия Открытие Бека Когнитивная терапия и здравый смысл Когнитивные приемы терапии и самопомощи
25 Как и другие социально-демографические группы (например: молодежь, женщины, горожане), группа "третьего возраста" имеет свои особенности. Группа имеет внутреннею дифференциацию, заданную, в основном, прежним положением ее членов в обществе. Группа обладает собственной субкультурой, сформированной ее поколением, отсюда тяга к ретрокультуре. Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности, субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат американским социологам. Теория разъединения (Э.Каминз и У.Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимодействия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще называют "теорией освобождения", потому что старение якобы "освобождает" пожилого человека-пенсионера перед всеми обязательствами обществу. Американский социолог Роберт Батлер ввел в научный оборот специальный термин: "эйджеизм" (от английского "age" -возраст), обозначающий дискриминацию, осуществляемую одними возрастными группами по отношению к другим. Обычно, по мнению автора термина, - эйдженизм осуществляется в американском обществе по отшению к старшей возрастной группе, которая имеет самый низкий общественный статус. Согласно точке зрения Батлера, "эйджеизм отражает глубоко укоренившееся среди молодежи и людей среднего возраста неприятие старости - они проявляют личностное отвращение и неприязнь к старению, болезням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, "бесполезности" и "смерти". Эйджеизм особенно силен в США, -утверждает Смелзер,- где всегда ценились мастерство, сила, молодость и энергия, противоположное отношение к старикам в Европе и Японии. Польский социолог Хелена Издебская собрала высказывания двухсот студентов (в возрасте 19-22 лет) об их отношении к дедушкам и бабушкам. Большинство опрошенных выразили неприязнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответственности за них. По мнению этих молодых людей, старики не должны для молодых обузой, так как стариками должно заниматься государство, общество, а не близкие родственники. Многие заявили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего существо-
4 Термин заимствован у Тейлора (см. там же). 5 MacPherson С. В. The political theory of possesive individualism. N. Y.: Oxford. 1962. 6 Гегель Г. В. Ф. Философия истории // Соч. Т. 8. С. 213. М.—Л.: Соцэкгиз. 1935.