Теории личности основываются на определенных исходных положениях о природе человека. Различия между самими теоретиками по этим положениям составляют принципиальную основу для различения соответствующих теорий. В этой главе были определены и обсуждены девять основных положений, касающихся природы человека: свобода—детерминизм, рациональность—иррациональность, холизм—элементализм, конституционализм—инвайронментализм, изменяемость—неизменность, субъективность—объективность, проактивность—реактивность, гомеостаз—гетеростаз и познаваемость—непознаваемость. Вопросы для обсуждения 1. У каждого из нас есть рабочее определение того, что мы понимаем под термином «личность». Какое оно у вас? Содержит ли оно какой-нибудь особый взгляд на поведение человека? 2. Каковы преимущества изучения личности строго в рамках научной психологии? Каковы возможные неудобства или ограничения такого подхода? 3. Что такое теория личности и каковы ее основные функции? Если бы теории личности не было, к каким последствиям это привело бы? 4. Опишите основные темы или вопросы, касающиеся поведения человека, ответы на которые должна стремиться получить общая теория личности.
Jung, C. G. The practical use of dream analysis. In Collected works (Vol. 16). (Originally published, 1934.) Jung, C. G. The concept of the collective unconscious. In Collected works (Vol. 9, Part 1). (Originally published, 1936a.) Jung, C. G. Individual dream symbolism in relation to alchemy. In Collected works (Vol. 12). (Originally published, 1936b.) Jung, C. G. The archetypes and the collective unconscious. In Collected works (Vol. 9, Part 1). (Originally published, 1936c.) Jung, C. G. Psychology and religion. In Collected works (Vol. 2) (Originally published, 1938.) Jung, С. G. Conscious, unconscious, and individuation. In Collectcii works (Vol. 9, Part 1). (Originally published, 1939.) Jung, C. G. A psychological approach to the dogma of the Trinity. In Collected works (Vol. 11). (Originally published, 1942.) Jung, C. G. The relations between the ego and the unconscious. Collected works (Vol. 7). (Originally published, 1945.) Jung, C. G. Instinct and the unconscious. In Collected works (Vol. 8). (Originally published, 1948.) Jung, C. G. A study in the process of individuation. In Collected works (Vol. 9, Part 1). (Originally published, 1950.)
Иными словами, говорить о скоплении людей — в одной или более географических областях, с разнообразными формами материального оснащения etc. — как об «обществе» значит вступить в особую языковую игру, в которой разрешаются одни теоретические ходы и не разрешаются другие, и в частности вводится элемент абстракции. В настоящее время в эмпиризме есть остаточный элемент истинности, состоящий в том, что применение абстрактных или теоретических терминов должно быть узаконено таким образом, какой не требуется для вокабулярия «низшего уровня». Например, современное понятие общества должно быть втиснуто в часть концептуального пространства, занятого более ранним и несколько более конкретным термином «государство»2. Существовавшее вначале сопротивление введению этого термина было совершенно очевидно политическим: «общество» считалось как-то связанным с третьим сословием и потенциально угрожающим государству. В наше время эта политическая враждебность к понятию общества в большинстве случаев принимает форму индивидуализма: «индивид и общество». Но этот этический или политический индивидуализм является лишь одним из аспектов подхода, самым острым теоретическим инструментом которого является редукционистский тезис о «методологическом индивидуализме». Высказывается претензия, что болтовня об обществе, или о социальном целом вообще — всего лишь стенографическая или суммарная запись (redescription) того, что в конечном счете должно описываться и объясняться в терминах индивидуального действия. Как сформулировал Д. С. Милль, «законы феноменов общества не суть и не могут быть ничем иным, кроме как действиями и страстями человеческих существ, соединенных вместе в общественное состояние»3.