Характеристика геронтологического знания. Проанализируем гипотезы и идеи, существовавшие в разное время, по поводу механизмов старения и усилий, направленных на отдаление времени старости, а также закономерности эволюции представлений и смены одних идей другими, продиктованные общим развитием науки. Вместе с тем проследим преемственность в развитии теории старения /геронтологии/. Геронтология - одна из древнейших наук, родившаяся на стыке философии и медицины. Её возникновение связано с именами основателей медицины Гиппократа и Ибн-Сины /Авиценна/, философов Цицерона и Сенеки. В прочем, и Гиппократ, и Авиценна своими философскими трудами занимают достойное место в истории философии. Человек со времени возникновения цивилизации, на протяжении всей её истории стремился продлить жизнь, отодвинуть смерть, вернуть молодость - "повернуть реку времени вспять" Он постоянно искал средства для осуществления этой мечты. Но только в XX веке /большей частью во второй его половине/ эти поиски приобрели характер конкретных экспериментальных воздействий и их результаты стали практически использоваться. По сути дела, геронтология - ровесница культуры, она одинаково самая древняя из молодых и самая молодая из древних наук. Важнейшей характеристикой геронтологии является её комплексность, развивающаяся на основе междисциплинарных исследований. Во все времена наука о старении вбирала в себя новые знания, создаваемые учеными самых различных отраслей: медицины и физиологии, философии и биологии, психологии и социологии, демографии и этнографии, истории и правоведения. В XX веке геронтология обогатилась достижениями новых, более молодых и тонких наук: биохимии, биофизики, психоаналитики, психофизиологии. Этапы развития геронтологического знания. Методы и технологии. С древних времен (Цицерон и Авиценна) развитие геронтологии шло под влиянием медицины и философии. Первыми значительными трактами, посвященными этой теме следует назвать: "Катон старший о старости" Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) и "Медицинский канон" или "Поэма о медицине" Абу Али Ибн Сина /Авиценна/ (980-1037 гг.). Названные произведения разделены веками, но их объединяет то, что это первые фундаменталь- 18
Библиография Глава 9. Вильгельм Райх и психосоматика Биографический экскурс Идейные предшественники Психоанализ Марксизм Основные понятия Биоэнергия Энергия оргона Сексуальность человека Характер
Чтобы пояснить, в чем тут дело, возьмем три разных пути, какими возможно рассматривать проблему легитимации (узаконения) сферы отрицательной свободы с коммуналистских позиций. Первые два вида легитимации совсем не оспаривают первичность коммуналистской перспективы, т. е. прерогативы демократически понятой общей воли. Только при третьем виде легитимации эта первичность, хотя и не оспаривается как таковая, предстает в новом свете. Первый вид легитимации касается потенциала управления, присущего свободному рынку. Единственная альтернатива экономическому управляющему механизму свободного рынка, которую мы знаем, — это бюрократическая регуляция, но на сегодня существует почти всеобщее согласие, что она далеко уступает рыночному механизму, поскольку нас интересует экономическая эффективность. Под «экономической эффективностью» я подразумеваю результативность производства и распределения товаров (потребительных стоимостей) с точки зрения нужд потенциальных потребителей этих товаров. В экономической «подсистеме» современных (западных) обществ деньги как «обобщенное средство сообщения (коммуникации)» обусловливают такой тип взаимодействия и принятия решений относительно производства и распределения материальных благ, который оказался гораздо более гибким и эффективным, чем любой «политический» тип. Поскольку в современных обществах это стало почти частью экономического здравого смысла, можно легко истолковать ее и как часть содержания реального (или по меньшей мере потенциального) демократического согласия. Первичность коммуналистской перспективы утверждается здесь в прямом смысле, поскольку передача функций управления рынку как сфере отрицательной свободы может рассматриваться как, по крайней мере, потенциально вытекающая из демократического процесса принятия решений и ограниченная им. Этот вид легитимации сферы «стратегического» экономического действия встроен в хабермасовскую теорию коммуникативного действия. Второй вид легитимации весьма тесно связан с первым, хотя прямо относится только к проблеме распределительной справедливости. Я разумею здесь нечто вроде второго принципа справедливости Ролза, согласно которому неравное распределение богатства и возможностей законно («справедливо»), если оно служит ко благу наименее обеспеченных и преуспевших23. Так как этот принцип явно имеет особое отношение к тем неравенствам, которые связаны с рыночными системами, прежде всего с капиталистическим хозяйством, его [принцип] тоже можно рассматривать как часть коммуналистского оправдания сферы отрицательной (экономической) свободы.