Предмет геронтосоциологии предстает в трех уровнях: индивида, малой группы, и группы социальной структуры. На первом уровне ведутся исследования эволюции личности с наступлением старости, изучается влияние предшествующих этапов биографии и профессиональной деятельности на личностную характеристику пожилого человека, рассматриваются его поведение в адаптационном и постадаптационном периодах жизни, способности к изменению стиля жизни, его реакции в конфликтных ситуациях (прежде всего в вечном конфликте поколений), анализируются изменения потребностей, интересов и ценностных ориентации. На втором уровне исследуется место, роль и функции пожилого человека в производственном коллективе, в сообществе соседей, в кругу друзей, знакомых и родственников, в семье. Третий уровень исследования рассматривает включенность геронтогруппы в общественные процессы, влияние на политико-знаковые события в жизни общества, проводит анализ государственной политики по отношению к пенсионерам. Отнесение людей к тому или другому поколению, к той или иной возрастной группе может носить формальный и неформальный характер. Так возраст 18 лет формально означает совершеннолетие, а достижение мужчиной 60 лет, женщиной - 55 - связано с назначением пенсии по старости и переход в старшую возрастную группу, хотя в ряде стран пенсионный возраст начинается и для мужчин и женщин с 65 и старше. В нашей стране для ряда трудных профессий пенсионный возраст уменьшается еще на 5 лет, но и их называют пенсионерами по старости. Таковы формальные возрастные нормы. Неформальные возрастные нормы определены не так четко. Эти нормы нигде не записаны, но незамужнюю девушку, чей возраст приблизился к 30 годам, начинают потихоньку именовать "старой девой", у мужчин наступает возраст "старого холостяка", позже наступает возраст "старика" и "старухи". Существует как бы "социальное расписание", когда выходить замуж, заводить детей, становиться дедушкой или бабушкой. Социальные стереотипы довлеют над людьми и обязывают их принимать те правила поведения, которые установлены для каждой возрастной группы.
Мышление и знание Самопознание Терапия По другую сторону бихевиоризма Практическое применение бихевиорального анализа От программируемого обучения до компьютерных игр Развитие методов обучения Теория из первоисточника. Отрывок из статьи «Гуманизм и бихевиоризм» Заключение Итоги главы Ключевые понятия
1 Тау1ог Ch. Atomism // Philosophy and the human sciences. Philosophical Papers. Vol. 2. N. Y.: Cambridge. 1985. 2 Кант И. Метафизика нравов. Ч. 1 // Соч. в 6-ти тт. Т. 4. Ч. 2. С. 140. м. "Мысль". 1965. 3 См.: Тау1ог Ch. Op. cit.