Хотя до встречи с Фрейдом Юнг уже был практикующим психиатром, теории Фрейда оказали на него сильнейшее влияние. «Толкование сновидений» Фрейда (1900) вдохновило Юнга опробовать свой собственный подход к сновидению и анализу символов. Предложенные Фрейдом теории бессознательных процессов помогли Юнгу сформировать новые представления о возможностях систематического анализа динамики психических функций — Юнг не доверял поверхностным схемам классификации, принятым в психиатрии того времени. Признавая бесспорные достижения Фрейда в сфере психопатологии, Юнг, однако, склонялся к мнению, что его собственные теоретические работы в большей степени должны быть нацелены на вопросы, касающиеся индивидуации и позитивного роста личности. Юнг писал: «Величайшее достижение Фрейда, вероятно, состоит в его внимательности к страдающим неврозами пациентам и в проникновении в их своеобразную индивидуальную психологию. Он имел мужество дать этому фактическое подтверждение и на этом пути был способен проникать в истинную психологию своих пациентов... Благодаря определению сновидений как важнейшего источника информации, связанного с бессознательными процессами, Фрейд вернул человечеству орудие, казавшееся безвозвратно утерянным» (1961, р. 168-169). Юнгом была сформулирована теория личного и коллективного бессознательного. Личное бессознательное состоит из забытых воспоминаний, подавленного опыта и сублимированных восприятий. Такая концепция сродни фрейдовскому понятию бессознательного. Содержание коллективного бессознательного, известного также как безличное или трансперсональное бессознательное, является универсальным и не имеет корней в нашем личном опыте. Эта концепция является, вероятно, величайшим отступлением Юнга от Фрейда и его наиболее значительным вкладом в психологию (см. «Основные понятия» в этой главе). «Бессознательное нельзя считать пустым мешком, в котором содержится отказ от сознательного... Это — другая половина живой души» (Jung, 1963, р. 143). Гете и Ницше Разочарованный ортодоксальной направленностью книг по теологии, которые читал его отец, Юнг очень рано начал искать путь, который помог бы понять Бога и Его Творение. Мать предложила ему почитать «Фауста» Гете. Трудно переоценить влияние этого произведения на понимание Юнгом человеческой психики и власти зла, связи личностного роста и самопонимания. Жадный до знаний студент, Юнг скоро стал весьма начитанным в области философии и литературы. Ницше также оказал глубокое влияние на Юнга, который чувствовал, что работы Ницше полны удивительного психологизма, даже несмотря на то, что ницшеанское очарование властью слегка затмевало образ свободного, зрелого человека. Для Юнга Ницше и Фрейд стали представителями двух величайших тем в западной культуре — темы власти и темы любви. Тем не менее он чувствовал, что философы так глубоко погрузились в свои темы, что практически поглощены ими. «Когда люди говорят, что я благоразумный человек или мудрец, я не могу принять этого. Однажды какой-то прохожий зачерпнул полную шляпу воды из реки. Чему это равносильно? Я не эта река. Я на реке, но я ничего не делаю» (Jung, 1961, р. 355).
Наступление эры персонологии Новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности Резюме Вопросы для обсуждения Глоссарий Библиография
Взаимовлияния и взаимозависимость отдельных моментов фиксируются в понятии образа жизни и прямо — посредством представлений о дифференциации и кооперации деятельности, и косвенно — через анализ условий, отражающих конкретную обусловленность какой-либо деятельности результатами предшествующей деятельности других людей или социальных общностей. Органическая целостность общества, с которой мы начали анализ, не исчезла, не нейтрализовалась в «производном» от нее образе жизни — недаром совокупность типичных видов деятельности раскрывается как обладающая внутренним единством. Можно сказать, что мы с уровня общих опосредований перешли к непосредственной жизни, но в качестве предмета исследования по-прежнему выделяется целостное явление. Вместе с тем необходимо отметить, что образ жизни не есть именно тотальность: если органическая целостность в процессе самополагания и самоотнесения создает предпосылки, условия и средства своего осуществления, то целостность образа жизни представляет собой скорее необходимое условие и предпосылку,но не источник и причину его существования. Целостность лишь задает образу жизни структурные рамки, обусловливает его устойчивость: различные виды деятельности релятивизируются, образуя субординированное и координированное множество внутри связи. Целостность образа жизни выступает как бы «системой координат» Для своего объяснения. Она в себя вбирает: во-первых, конкретный исторический предмет исследования — образ жизни, которому присущи органичность взаимосвязи, внутренней взаимообусловленности различных видов деятельности, что делает применение редукционистских способов исследования неэффективным; во-вторых, представления о полноте охвата явления и вместе с тем о его сущ, ности, структуре, противоречиях, процессах развития и т. д. Стало быть, понятие образа жизни вычленяет строго определенный слой деятельности бытия общества — слой устоявшихся отношений, существенным признаком которого выступает взаимодействие, взаимное обусловливание всех составляющих его отдельных деятельностей. Каждая деятельность в такой модели образа жизни является и предпосылкой, и результатом всех остальных. Образ жизни предстает как воспроизводящий себя деятельный процесс, в котором конечный момент как бы смыкается с исходным, возобновляя движение целостности снова.