Фрейд З. Толкование сновидений. (Первое издание 1900 г.) Об этой книге Фрейд сказал в 1931 году: «Она содержит, даже по моим теперешним представлениям, наиболее ценные из всех открытий, которые мне посчастливилось сделать». Мы согласны с его мнением — это лучшая его работа. Прочтите ее и оцените его гениальную интуицию и стиль изложения. Большинство работ Фрейда можно найти в различных недорогих изданиях. Freud, S. Introductory lectures on psycho-analysis. In Standard edition (Vols. 15, 16). (Originally published, 1916.) «Введение в психоанализ. Лекции». (Первое издание 1916 г.) Два курса лекций, прочитанных в Венском университете. Первая часть книги не предполагает профессиональной подготовки читателя; вторая часть предполагает знакомство с первой. Лекции были прочитаны и предназначены для студентов. Freud, S. (1957). A general selection from the works of Sigmund Freud (John Rickman, Ed.). New York: Doubleday. Фрейд З. (1957). Избранные работы Зигмунда Фрейда. Хорошая подборка фрагментов, взятых из разных работ Фрейда. Возможно, другие сборники не хуже, но нам нравится эта. Freud, S. (1963). Three case histories. New York: Collier Books. Фрейд З. (1963). Три истории болезни.
В Дании вообще больше не строят интернаты для престарелых, вместо этого строятся отдельные жилища, приспособленные к потребностям пожилого человека. Они могут располагаться в обычных домах или строиться отдельно. Некоторые дома для престарелых уже переоборудованы в дома с отдельными квартирами и названы "центрами для пожилых граждан". В политическом лексиконе Америки прочно удерживается выражение: "неразбериха в системе социальной помощи". Чиновники этой системы "страдают" всемирно известной, традиционно-профессиональной "болезнью" - бюрократизмом, с сопутствующим невнимательным отношением к клиентам. В нескольких американских школах введено обучение детей сопереживанию /эмпатии/, дети учатся понимать страдания других людей, сочувствовать их бедам. Это называется - "походи в чужих ботинках". Отрадно отметить, что в осуществлении этой идеи возникло сотрудничество американских и российских педагогов. В США активно поощряется деятельность молодых добровольных 94 энтузиастов шефской работы. С людьми старшего возраста систематически работают студенты, приобретая при этом профессиональный опыт социальной помощи пожилым. Они делают покупки, посещают их на дому, а если те ложатся в больницу, то проведывают их и там. Город платит студенту 4-5 доллара в час примерно за 12 часов в неделю. Итак, везде свои удачи и свои проблемы.
*7* Это можно рассматривать как общую, не-телеологическую и не-организми-ческую формулировку принципа функционального подхода.