Как только девушка закончила пересказывать этот ряд воспоминаний, она начала говорить о других случаях, когда замечала, как что-то происходит между ее дядей и Франциской. Однажды вся их семья проводила ночь на сеновале, они спали в одежде. Внезапно Катарину разбудил шум; ей показалось, она заметила, как дядя, спавший между ней и Франциской, отворачивается, а Франческа просто лежала неподвижно. В другой раз они останавливались на ночь в гостинице в деревне Н. Она и ее дядя были в одной комнате, а Франциска в соседней. Она вдруг проснулась посреди ночи и увидела высокий белый силуэт у двери, поворачивающий дверную ручку: «Это ты, дядя? Что ты делаешь у двери?» — Успокойся. Я просто искал кое-что. — Но выход через другую дверь. — Я ошибся... — И так далее. Я спросил Катарину, не возникало ли у нее подозрений в то время. «Нет, я ничего об этом не думала; я просто замечала это и больше не думала об этом». Когда я поинтересовался, пугали ли ее и эти случаи, девушка сказала, что, кажется, да, но на этот раз она была в этом не уверена. Подойдя к концу воспоминаний такого рода, Катарина остановилась. Она теперь была другим человеком. Угрюмое несчастное лицо стало живым, глаза сверкали, она повеселела и пришла в возбуждение. Тем временем мне стала ясна ее болезнь. Последняя часть этого рассказа, на первый взгляд бессвязного по форме, содержала удивительное объяснение ее поведения в сцене разоблачения. В этот раз ее увлекли два рода воспоминаний, которые остались в памяти, но не были поняты, и из которых она не сделала никаких выводов. Когда Катарина застала пару в момент совокупления, девушка сразу же установила связь между новым впечатлением и этими двумя рядами воспоминаний, она начала понимать их и в то же время гнала их от себя. Затем наступил короткий период обработки, «инкубационный», после которого вступили в действие симптомы конверсии — рвота как замещение морального и физического отвращения. Она и послужила ключом к разгадке. Катарина не чувствовала отвращения, когда видела этих двух людей вместе, отвращение вызывали воспоминания о том зрелище, которое когда-то ее взволновало. Напрашивался вывод, что это было воспоминание о покушении на нее в ту ночь, когда «она почувствовала тело дяди». Поэтому, когда Катарина закончила свое признание, я сказал ей: «Я знаю теперь, о чем ты думала, когда заглянула в ту комнату. Ты подумала: "Теперь он делает с ней то, что он хотел сделать со мной в ту ночь и во все остальные". Именно это вызвало у тебя отвращение, ты вспомнила ощущение в ту ночь, когда ты проснулась и почувствовали его тело». — Может, так и было, — ответила она, — что именно к этому я чувствовала отвращение и это было то, о чем я думала. — Скажи мне только еще одну вещь. Ты теперь взрослая девушка и знаешь обо всем... — Да.
Социально-демографическая группа "третьего возраста" чрезвычайно неоднородна по поло-возрастным, семейным, образовательным, культурным и другим характеристикам. В России на современном этапе социальная работа с пожилыми людьми ограничивается социальным обслуживанием, что объясняется проблемами финансирования этой работы и слабой, в среднем, профессиональной подготовкой практических социальных работников. По-настоящему не существует серьезных социологических или психологических исследований характера отношений "социальный работник - клиент" и основанных на базе этих исследова- 89 ний практических рекомендаций. Однако, есть уникальная в своем роде повесть "Тяжелый день", опубликованная на русском языке в журнальном варианте в "Иностранной литературе" N 4/1991. Автор Дердь Конрад - венгерский писатель, много лет проработавший инспектором опекунского ведомства /венгерский вариант социальной службы/ в густонаселенном районе Будапешта и знающий социальную работу "изнутри". Повесть написана от первого лица. Психологические зарисовки, сделанные писателем, способны посрамить некоторые учебные пособия по социальной работе. "Меня словно заставляют глотать какие-то, размером, с кулак комья грязи, которые я не в силах переварить, ни исторгнуть... За десять лет я , должно быть, не менее тридцати тысяч раз произнес: "Садитесь, пожалуйста"... Клиенты ко мне приходили по крайней необходимости, ища помощи. У большей части из них беда была тяжелой и плотной, как гранитный валун, всеохватной и неизлечимой - так, во всяком случае, казалось мне в этой комнате, где фразы вроде: "Поверьте, это такая боль", или "Не могу, не могу больше", или "Выхода нет. Погибаю",- так же естественны и повседневны, как пронзительный визг на аттракционе "американские горы". А расспросы мои напоминали скорее тот вариант хирургического вмешательства, когда врач спешит зашить только что вскрытый орган, не трогая опухоли. ...один-два профессиональных вопроса - и слова полились рекой. Вопросы должны быть подобно скальпелю в пальцах хирурга и одновременно руке матери на животике у больного ребенка".
Достаточно, однако, приведенного перечня тех группировок, которые легко обнаружить в обществе, а перечень этот далеко не полный, чтобы заметить, что общественные группы по своей природе во многих отношениях глубоко различны. Совершенно ясно прежде всего, что группы эти различны по основаниям и причинам своего происхождения. В то время, как одни из них имеют свои корни в биологических, естественных условиях и, следовательно, как бы навязаны обществу извне (группировки по полу, возрасту), другие имеют сложные био-социальные основы (по семейному положению, по расовым признакам), третьи, наконец, возникают в ходе жизни самого общества под влиянием общественных условий (классы и профессии, религиозные, научные и другие группы). Нетрудно далее видеть, что одни из этих групп как таковые представляют собой в свою очередь реальные совокупности. Это значит, что между их членами существует реальная связь и взаимодействие и притом в пределах данной группы на основе тех форм и видов деятельности, которые характеризуют именно данную группу. Такими группами — реальными совокупностями можно считать, например, классы, профессии, религиозные, научные и т. п. группы. Общество может иметь и, как правило, имеет не одну, а ряд таких групп данного рода, т. е. оно имеет ряд классов, ряд профессий и т. д. Причем, каждая такая группа — реальная совокупность в свою очередь обычно делится по тому или иному признаку на подгруппы, т. е. имеет известную внутреннюю структуру. В этом отношении нужно различать группы с оформленной внутренней организацией (политические партии, религиозные группы) и группы, у которых такая оформленная организация может быть, но может и отсутствовать (профессии, научные группировки и т. п.). В известной связи с этим одни из таких групп — реальных совокупностей — представляют собой не только определенное целое, но вместе с тем и телеологическое целое, телеологическое единство, т. е. целое, субординированное в конечном счете единому Руководящему центру. Таковы, например, политические партии, Религиозные группы *11*. Наоборот, другие группы хотя и являются Реальной совокупностью, но при наличии лишь неоформленной внутренней организации представляют собой лишь целое в виде системы (классы, профессии) или даже вообще не являются Целым, как, например, неорганизованные группы, связанные общностью научных и эстетических воззрений, общностью национальных признаков, общностью языка. В отношении общества в целом рассматриваемые группы являются вторичными совокупностями, т.е. по своему охвату и содержанию они являются не объемлющими, а объемлемыми совокупностями второго, третьего и т. д. порядка. По размерам, устойчивости и длительности своего существования они обнаруживают очень значительный диапазон колебаний. Государственная группировка, например, охватывает в сущности в специальном разрезе все общество и имеет чрезвычайно устойчивый характер и длительное существование. Классовое деление рассекает общество на крупнейшие части и имеет исторически столь же устойчивый характер. Религиозные группировки могут охватывать значительную часть общества и одновременно вторгаться в пределы других обществ, обнаруживая столь же высокую и, может быть, даже большую степень устойчивости и длительности существования, как и государство и классы. С другой стороны какая-либо группа на основе общности научных или эстетических воззрений может объединять очень небольшое число членов. Современная семья обнимает всего несколько человек. Группы могут быть не только малочисленными, но (текст обрывается). КОММЕНТАРИИ