Система идей как таковых не имеет пространственно временного бытия. Но она находит символическое отображение в языке, в печати, в памятниках искусства. Здесь они как бы застывают в неизменном и потенциальном виде. Живыми и действительными они становятся конкретно лишь тогда, когда индивидуальное сознание человека под влиянием указанных материальных символов и отображении идей или под влиянием внутренних психических процессов воспроизводит их. Тогда они выступают как фактор стимулирования, ориентации и связи актов человеческого поведения; тогда, преломляясь через индивидуальную психику, они становятся социальными силами. Разумеется, каждое индивидуальное сознание, создавая идею или воспроизводя уже наличную коллективную идею, всегда допускает известную, большую или меньшую долю индивидуализма и партикуляризма. Но если это индивидуальное сознание или только наслоение не превращается в коллективное, оно проходит с общественной точки зрения более или менее бесследно и исчезает. Выживает и входит в систему коллективных идей, как мы видели, лишь то, что становится коллективным продуктом создания или, по крайней мере, признания. 5
Однако потеря интереса к сексу, интегрированному в любовь как целое, не означает потери интереса к жизни, к естественной, только человеку присущей потребности любить и быть любимым, а секс - это только одно из проявлений любви. 79 Типология отношений пожилых людей и их взрослых детей. Эта вечная, существующая со времен возникновения человеческого общества тема всегда была обоюдоострой для обоих сторон конфликта. Сменялись поколения, дети становились отцами, а обсуждение этой проблемы не только не смолкало, но разгоралось с новой силой. И.С.Тургенев, написав знаменитую повесть, лишь отразил бытие этой темы для своего времени. Ведь еще Каин не понял Создателя. А притча о блудном сыне? Цари Иван Грозный, Великие Петр и Екатерина не могли похвастаться взаимопониманием со своими наследниками. Известная история Ветхбго завета рассказывает об отношениях Ноя со своими сыновьями Симом, Хамом и Иафетом. За непочтительное отношение Ной проклял Хама, а его потомство обрек быть рабами у братьев своих. Хамство навсегда переплелось с рабством и холуйством. Холуй послушен и покорен до тех пор, покуда он находится в какой-либо зависимости, но стоит ему почувствовать свою независимость, как маска вежливости и лести срывается. Хам обретает силу, которую направляет прежде всего против ослабевшего хозяина. К старикам сейчас все чаще применяют синонимы "обездоленные" и "бездомные". Но навряд ли их делает таковыми только размеры пенсии, скорее это делают собственные дети. Кто их выгнал из дому?. Или все старики бездетны? Только ли экономический кризис переживает сегодня наше общество? Если так, то можно надеяться на скорый и счастливый исход из такого состояния. Куда мрачнее перспективы выхода из кризиса нравственного, который всегда имеет длинные и давние корни.
Надежда и личная убежденность Фрейда основывались на том, что разум имеет первостепенное значение и что интеллект — это самый важный, если не единственный, инструмент, с помощью которого сознание сохраняет контроль над своими телесными сторонами. Фрейд понимал, что любой аспект бессознательного существования в свете сознания мог быть рассмотрен рационально: «Где есть ид, там пусть будет эго» (1933, р. 80). Там, где преобладают иррациональные, инстинктивные побуждения, пусть они будут выявлены, обузданы и подавлены эго. Если исходное побуждение не подавляется, для эго ставится задача разработки надежных и достаточных методов удовлетворения желания или насыщения. Использование интеллекта зависит от способности и силы эго. Самость Самость — это единая сущность: тело и инстинкты, а также сознательные и бессознательные процессы. По Фрейду, самости, независимой от тела или разъединенной с ним, нет места в биологических воззрениях. Сталкиваясь с таким метафизическим или духовным изображением человеческого рода, Фрейд утверждал, что это вне его компетенции как ученого. С тех пор психоаналитики продвинулись далеко вперед и пространно описали данную тему. «Все еще не существует приемлемых оснований для подтверждения мнения о том, что психоанализ представляет собой эффективный способ лечения» (Rachman & Wilson, 1980, p. 76). Психотерапевт и психотерапия Мы, главным образом, касаемся общей теории личности Фрейда. Фрейд сам, однако, был заинтересован в практическом применении своей работы — практике психоанализа. Цель психоанализа состоит в том, чтобы помочь пациенту установить оптимальный уровень функционирования эго при условии неизбежных конфликтов, проистекающих из внешнего окружения, от суперэго и неумолимых требований со стороны ид. Кеннет Колби, бывший инструктор-психоаналитик, описывает цель психоаналитической процедуры: «Применительно к цели психоаналитической процедуры термин «лечение»... требует определения. Если под «лечением» мы подразумеваем облегчение существующих невротических расстройств пациента, тогда это определенно наша цель. Если под «лечением» мы подразумеваем пожизненную свободу от эмоциональных конфликтов и психологических проблем, тогда это не может являться нашей целью. Точно также, как человек может страдать от пневмонии, перелома или диабета в течение своей жизни и нуждаться в особых медикаментах и различном лечении по каждому случаю, так и другой человек может переживать на разных этапах жизни депрессию, слабость или фобию, требующие психотерапевтической помощи...» (1951, р. 4). Полезно помнить о том, что психотерапия, используемая любым из теоретиков, включенных в эту книгу, не только не «излечивает» от прошлых проблем, но и не предотвращает будущих. Роль психоаналитика