Зрелая теория Хорни Динамика Связь межличностных и интрапсихических защит Главный внутренний конфликт Психотерапевтический процесс Применение теории Хорни в других областях Литературоведение Психобиография Исследования культуры Взаимоотношения полов Оценка
Демографические коллизии России XVIII-XX вв. Рассмотрим конкретно-историческую обусловленность продолжительности жизни, ее зависимость от уровня социально-экономического развития России на протяжении трех последних столетий. Первые документальные материалы о демографической ситуации в России относятся к XVIII веку. Это была регистрация умерших и свод этих данных воедино. Сведения о более ранних периодах получены аналитическим путем. Они говорят о том, что с IX до XVI века численность населения изменялась незначительно, то есть характерному для этого времени высокому уровню рождаемости противостоял столь же высокий уровень смертности, редкие люди доживали до старости. По расчетам английских демографов в средневековой Англии продолжительность жизни колебалась от 17 до 33 лет и составляла в среднем 26-28 лет. Такие же показатели свойственны в это время и другим европейским странам. Эти низкие значения объясняются свирепствовавшими в это время эпидемиями, чаще других -чумы. О продолжительности жизни на Руси нет документальных свидетельств. Но известно, что страшные эпидемии не обходили её стороной. Огромное число людей уносили войны. Не намного меньше гибло от извечной страсти российских правителей (к примеру 13 Иван Грозный, Петр I) к уничтожению собственного народа.
Это право требует формы узаконения, которая была неприемлемой внутри полиса. Поэтому попытка Платона еще раз восстановить красоту и истину греческой нравственной жизни в философской мысли была парадоксальной с самого начала и только и смогла привести к чрезвычайно репрессивной концепции идеального общества. «Платон в своем государстве, — пишет Гегель, — изображает субстанциальную нравственность [полиса] в ее идеальной красоте и истине, но он не может справиться с принципом самостоятельной особенности, ворвавшимся в его время в греческую нравственность, иным путем, как противопоставляя этому принципу лишь свое субстанциальное государство и совершенно исключая его из этого государства в самих его начатках, каковыми являются частная собственность и семья...»12 Как можно теперь понять, принцип самостоятельной особенности имеет здесь для Гегеля внутренний и внешний аспекты. В своем полном смысле «принцип самостоятельной внутри себя бесконечной личности единичного человека, субъективной свободы» — это принцип, который, согласно гегелевской философии истории, во всемирно-историческом плане проявился с возникновением христианства, с одной стороны, и римского права — с другой13. Он взорвал границы греческого мира. III