Как увеличить товарооборот, в условиях кризиса?










Экономика Москвы 4

Биографический экскурс
Идейные предшественники
Эволюция
Психоанализ
Фридрих Ницше
Выдуманные цели
Холизм (holism)
Основные понятия
Неполноценность и компенсация
Агрессия и борьба за превосходство
Жизненные цели

Известный польский демограф Эдваррд Россет предсказывает: "Мир, в котором живем мы, очень мало похож на тот, в котором суждено было жить нашим отцам. Иным будет и мир наших детей и внуков. Он будет иным не только вследствие технических и экономических преобразований; он будет иным и в результате демографических изменений. Процесс старения населения ведет к радикальному изменению облика общества и действующих в нем правовых, моральных и, пожалуй, всех прочих норм" /"Процесс старения населения",М., 1968/.
Можно утверждать, что происходят кардинальные изменения в глобальной возрастной структуре. Аналогичные процессы характерны и для российской демографической структуры, наблюдается тенденция перехода от "стационарной" к "регрессивной" возрастной структуре, вместе с этим естественны и неминуемы пертурбации в социальной структуре; видоизменяются социальные институты (политические, экономические, науки, образования). Так, например, семья из многодетной, "с детьми всех возрастов считая", превратилась в малодетную.
Существуют различные шкалы для определения "возраста общества", они построены на определении удельного веса старшей возрастной группы в общей численности населения. Нижняя гра-
10
ница этой группы обозначается в одних шкалах 60 лет, в других -65, а демографическая старость общества варьируется от 4 до 12%. Мы полагаем наиболее объективной и реальной градацию, предложенную французской исследовательницей Ж.Боже-Гаранье и усовершенствованную Э.Россетом. В ней к пожилым людям от несены все, кому 60 лет и старше. В старости различаются: первое преддверие - от 8 до 10%, собственно преддверие от 10 до 12%, а все, что выше - старость. Однако, и эта ступень имеет несколько уровней, с ростом в 2 процента: начальный, средний, высокий и очень высокий. Общество, в котором доля пожилых людей превышает 18% называют - "очень старым".
За короткий срок, от начала века до настоящего времени, возрастная структура России претерпела радикальные изменения: от "молодой" (менее 7% пожилых людей), через первое преддверие старости - 9% в 1959 году, - стремительно к "старой". Если в 50-х годах население младших возрастных групп превышало долю пожилых более, чем в 2,5 раза, то сейчас лишь в 1,3 раза.

*© Albrecht W е 11 m e r. Models of Freedom in the Modern World. The Philosophical Forum. Vol. XXI, No. 1—2, Fall-Winter, 1989—1990.
** Несмотря на предостережение автора, далее его термин «communal freedom» переводится как «коллективная свобода», а не как «коммунальная» или «общинная» (по нашему мнению, последние слова в русском языке имеют еще более явный смысловой оттенок отчуждения и поглощения личного начала духом общин-ности, коммуны и т. п.). Надо только помнить, что «коллективная свобода» значит НЕ «свобода-для-коллектива», а выступает как социальная и личная одновременно во взаимной относительности этих начал. Простой перевод «социальная (общественная) свобода» потерял бы важный для автора оттенок камерности, отнесенности к группам любого размера, а не только к масштабам всего общества. — Прим. перев.
Индивидуализм и ком-мунализм не просто противоположны — в каком-то важном смысле они скорее дополняют друг друга. И соответственно этому наиболее значительные политические теории современной Европы содержат элементы обеих ориентации. Радикальный индивидуализм и радикальный коммунализм — это крайности, которые трудно подыскать. Вероятно, Маркса можно бы назвать радикальным коммуналистом, а Роберта Нозика — радикальным индивидуалистом. Но обычно индивидуалистские теории ведут (хотя и не в случае Гоббса или Нозика) к какой-то концепции демократической самоорганизации коллектива («коммуналистский» элемент), тогда как коммуналистские теории ео ipso должны претендовать на выдвижение концепции индивидуальной свободы, более жизнеспособной, чем это могут сделать индивидуалистские теории. Это ясно, например, в случае Маркса, чья идея царства свободы представляет собой коммуналистскую концепцию почти неограниченной свободы индивида.

Назад



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
Hosted by uCoz