Оценка Религия и мистицизм Анализ символов Современность: влияние Юнга Теория из первоисточника. Выдержки из «Аналитической психологии» Словесные ассоциации Анализ сновидения Итоги главы Ключевые понятия Библиография Глава 5. Альфред Адлер и индивидуальная психология
И сама социальная старость не совпадает с физиологической: одни индивиды, несмотря на физическую слабость или даже немощность, остаются личностями и ведут активную социальную жизнь, другие - еще до утраты физических сил утрачивают личностную характеристику и практически ведут физиобиологический образ жизни. Между временем начала жизни и наступлением календарной старости существует прямая зависимость, что характерно и для высшего вида жизни - социальной жизни. Высокоразвитое производство предполагает постоянное повышение образовательного уровня населения и, следовательно, более позднее вступление в самостоятельную жизнь, отсроченное временем получения необходимого образования. Но и время наступления социальной старости вместе с этим отодвигается по сравнению с прошлым веком, тургеневским и гоголевским старикам обычно было по пятьдесят лет. "Седое общество". Для XX века, особенно для его второй половины, характерен колоссальный демографический рост. Если за три предыдущих века население планеты увеличилось лишь втрое, то в нынешнем произошел его почти четырехкратный рост. Нарастание скорости роста численности населения характерно для всех возрастных групп, но наибольшие темпы характерны для старших возрастных групп. Нейл Смелзер прогнозирует, что к 2000 году численность людей старше 65 лет вырастет во всем мире, во всех его частях, в развитых и развивающихся странах, их доля составит 6,3%. Но прирост этот не равномерен, в европейских странах он идет раз в десять быстрее, чем в африканских /Социология М., 1994/. В XXI веке эта тенденция будет нарастать и Европа оправдает название -"старушка", во всех смыслах, По данным ООН, в 1950 году в мире было 214 млн людей старше 60 лет; по прогнозам в 2000 году их будет уже 612 млн, а к 2025 году 1100 млн. Численность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз, тогда как население планеты за это же время увеличится лишь в три раза. В нашей стране по тем же прогнозам к 2000 году 25% населения будет старше 50 лет, а тех кому за 60 - 20%. Уже сейчас в 35 регионах страны численность пожилых людей достигла 20 - 26%. Следовательно, в дальнейшем численность старшей группы будет постоянно нарастать. Предполагается, что к 2015 году на одного работающего в России будет приходиться один нетрудоспособный, причем половина из них престарелые люди. В Центральной России и на Северном Кавказе такая ситуация уже сложилась. Различают три вида возрастных структур: "прогрессивную", где численность детей намного превосходит численность стариков, для нее характерен быстрый рост населения ; стационарную", с неизменным естественным приростом и примерным равновесием младших и старших групп; "регрессивную", отличающуюся большой долей пожилых людей и суженным или убывающим ростом населения.
МОДЕЛИ СВОБОДЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ* I Вопрос, как свобода может осуществиться в современном мире, мучил и воодушевлял европейскую политическую философию веками. Это верно, по меньшей мере, для политических мыслителей, принадлежащих к традиции Просвещения в самом широком смысле слова, если только оставить в стороне противосовременные и антилиберальные теории в русле контрреформации и контрпросвещения. Политические философы в традиции Просвещения, как я ее понимаю, — это, например, Локк, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Милль, Токвиль, а в наши дни — Юрген Хабермас, Чарлз Тейлор и Джон Ролз. Для этих философов свобода — универсалистское понятие, т. е. понятие, неразделимо переплетенное с концепцией всеобщих прав человека. Но здесь согласие и кончается — мыслители расходятся, в основном, по вопросу, как надо развивать идею свободы: с точки зрения индивида или с точки зрения коллектива преимущественно. В зависимости от того, какая из этих ориентации господствует в политической философии, можно провести различие между «индивидуалистской» и «коллективистской» концепциями свободы в современных политических теориях. Но поскольку термин «коллективизм» стали использовать для обозначения особой современной формы подавления индивидуальной свободы, я предлагаю говорить об индивидуалистской и «коммуналистской» концепциях свободы соответственно1**.