Как увеличить товарооборот, в условиях кризиса?










История мировых кризисов 40

64. Мы цитируем по изданию: Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
65. Koselleck R. Op. cit., P. 136—137.

8. Поздняя зрелость: эго-интеграция—отчаяние
Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста (Erikson et al., 1986). В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту.
По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех пр [...]

История мировых кризисов 41

66. Durkheim E. Montesquieu and Rousseau. Forerunners of sociology. Transl. by R. Manheim. Ann Arbor, 1970, P. 103.
67. Ibid., P. 105.

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я». Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир. Иногда Эриксон очень поэтично описывает отчаяние у пожилых: «Судьба не принимается как остов жизни, а смерть — как последняя ее граница. Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени [...]

История мировых кризисов 42

68. Мы воспользовались немецким переводом, авторизованным самим Э. Фегели-ном. См.: V о е g е 1 i n E. Die neue Wissenschaft der Politik. Eine Einfuhrung. Inj Deutsche Ubertragen von Use Gattenhof. 2. Aufl. Mimchen, 1965.
69. Примечательным образом именно это понятие выставил на обложку своей книги об А. Шютце И. Срубар. См.: Srubar I. Kosmion. Frankfurt a. M., 1987.

Сильная Умерен-ная Слабая Средняя Слабая Умерен-ная Сильная
Свобода + Детерминизм
Рациональность + Иррациональность
Холизм + Элементализм
Конституционализм + Инвайронментализм

James, W. (1948). Essays in pragmatism (Alburey Castell, Ed.). New York: Hafner Press.
James, W. (1955). The tigers in India. In: R. B. Perry (Ed.), Pragmatism and four essays from the meaning of truth (p. 225-228). New York: Harcourt Brace Jovanovich.
James, W. (1958). The Works of William James: The varieties of religious experience. Cambridge, MA: Harvard University Press. (Originally pu [...]

История мировых кризисов 43

70. Voegelin E. Op. cit., P. 49.70
71. Schmitt С. Politische Theologie. Vier Kapitel zur Lehre von der Souveranitat. 2. Aufl. Mimchen, 1934, P. 49.

Изменяемость + Неизменность
Субъективность + Объективность
Проактивность + Реактивность
Гомеостаз + Гетеростаз
Познаваемость + Непознаваемость

Kimble, G. A., & Perlmuter, L. C. (1970). The problem of volition. Psychological Record, 77, 361-384.
Knowles, E., & Sibicky, M. (1990). Continuity and diversity in the stream of selves: Metaphorical resolutions of William James's one-in-many-selves paradox. Personality and Social Psychology Bulletin, 76(4), 676-687.
Koch, C. (1986). Who was the Lange of the James-Lange theory? Nordisk Psykoloy, 38(1), 41-54.
Laird, J. (1974). Self-attribution of emotion: The effects of expressive behavior on the quality of emotional experience. Journal of Personality and Social Psychology, 29, 475-186.
Laird, J., & Bresler, C. (1990). William Ja [...]

История мировых кризисов 44

72. См. в этой связи всю вторую главу «Политической теологии». Тезис Шмитта был оспорен, в частности, влиятельным теологом Э. Петерсоном, отстаивавшим самостояние, именно, так сказать, суверенность теологического. В своем последнем труде «Политическая теология II» Шмитт подробно рассмотрел аргументы Петер-сона, Блюменберга и многих других оппонентов. См.: S с h m i 11 С. Politische Theolo-gie П: Die Legende von der Erledigung jeder politischen Theologie. Berlin, 1970.
73. См.: Филиппов А. Ф. Социологический консерватизм. М., 1991. Готовится к печати.

Рис. 5-1. Позиция Эриксона по девяти основным положениям, касающимся природы человека.
Свобода—детерминизм. С точки зрения Эриксона, поведение человека изначально детерминировано. Биологическое созревание при взаимодействии с расширяющейся сферой социальных отношений индивидуума дает сложную систему поведенческих детерминант. Воспитание в родительской семье, опыт школьных лет, отношения в группах сверстников и возможности да [...]

История мировых кризисов 45

74. Это одна из сквозных тем новой книги: L u h m a n n N., F и с h s P. Reden und Schweigen. Frankfurt a. M., 1989.
Мишель Маффесоли.

Холизм—элементализм. Сильная приверженность Эриксона положению холизма в описании человека отчетливо видна в его эпигенетической концепции развития, согласно которой люди проходят через восемь стадий психосоциального опыта. На этом пути они пытаются преодолевать наиболее глубокие кризисы — например, кризис эго-идентичности, кризис эго-интеграции — и всегда действуют в пределах матрицы сложнейших личностных, культурных и исторических влияний.
Сравним для примера, какое звучание получает принцип холизма, лежащий в основе двух концепций: эго-идентичность (подростковый возраст) и эго-интеграция (поздняя зрелость). В первом случае, согласно теории Эриксона, люди проживут немало лет, прежде чем поймут, кто они такие, и у них разовьется стабильное чувство преемственности между прошлым и будущим. Отдельные проявления поведения подростков можно пон [...]

История мировых кризисов 46

ОКОЛДОВАННОСТЬ МИРА ИЛИ БОЖЕСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ*
*© Michel M a f f e s о 1 i. 274

Субъективность—объективность. Основные понятия, использованные Эриксоном для описания психосоциального роста (например, доверие, недоверие, надежда), имеют отношение к значимым субъективным переживаниям человека. Более того, способность каждого человека справиться с данным психосоциальным кризисом зависит от разрешения предыдущего кризиса, которое всегда индивидуально. Но сами по себе кризисы развертываются благодаря взаимодействию биологического созревания с расширяющимся социальным миром. Биологическое созревание не является индивидуально уникальным. Эриксон рассматривает его в постоянном взаимодействии с объективными внешними факторами (например, с семьей и обществом). В этом смысле психосоциальные стадии и кризисы предстают объективно детерминированными, что, несомненно, указывает на приверженность Эриксона положению объективности.
Проактивность—реактивность. Индивидуум в системе Эриксон [...]

История мировых кризисов 47

Schacter, S. (1957). Pain, fear, and anger in hypertensives and normotensives: A psychophysiologic study. Psychosomatic Medicine, 19, 17-29.
Schacter, S. (1971). Emotion, obesity, and crime. New York: Academic Press.
Schacter, S., & Singer, J. (1962). Cognitive, social and physiological determinants of emotional states. Psychological Review, 69, 379-389.
Schilder, P. (1935). The image and appearance of the human body. London: Routledge & Kegan Paul.
Schoenewolf, G. (1991). Jennifer and her selves. New York: Fine.
Schreiber, F. (1974). Sibyl. New York: Warner.
Shapiro, D. (1994). Exploring the content and context of meditation. Journal of Humanistic Psychology, 34(4), 101-135.
Shapiro, D., & Walsh, R. (Eds.). (1981). The science of meditation: Research, theory, and experience. New York: Aldine.
Sherman, S. E. (1972). Brief report: Continuing research on «very deep hypnosis». Journal of Transpersonal Psychology, 4, 87-92.
Shields, S., & Stern, R. (1979). Emoti [...]

История мировых кризисов 48

Sidis, B. (1898). The psychology of suggestion. New York: Appleton-Century-Crofts. (Introduction by William James.)
Simonton, C., Mathews-Simonton, S., & Creighton, J. (1978). Getting well again. Los Angeles: Tarcher.
Skinner, B. F. (1972). Cumulative record: A selection of papers (3rd ed.). New York: Appleton-Century-Crofts.
Smith, E. (1988). Evolving ethics in psychedelic drug taking. Journal of Drug Issues, 18(2), 201-214.
Spanos, N., Flynn, D., & Gwynri, M. (1988). Contextual demands, negative hallucinations, and hidden observer responding: Three hidden observers observed. British Journal of Experimental and Clinical Hypnosis, 5(1), 5-10.
Sperry, R. (1995). The riddle of consciousness and the changing scientific worldview. Journal of Humanistic Psychology, 35(2), 7-33.
Staats, A. (1991). Unified positivism and unification psychology. American Psychologist, 46(9), 899-912.
Suls, J., & Marco, C. (1990). William James, the self, and the selective industry of the [...]

История мировых кризисов 49

Tart, C. (1971). Scientific foundations for the study of altered states of consciousness. Journal of Transpersonal Psychology, 3, 93-124. (Shorter version in Science, 1972, 776, 1203-1210.)
Tart, C. (1975). States of consciousness. New York: Dutton.
Taylor, E. (1981). The evolution of William James' definition of consciousness. ReVISION, 4(2), 40-47.
Taylor, E. (1982). William James on exceptional mental states: The 1896 lectures reconstructed. New York: Scribner's.
Taylor, E. (1988a). Ralph Waldo Emerson: The Swedenborgian and transcendentalist connection, R. Larsen (Ed.), Emmanuel Swedenborg; The vision continues. (300th anniversary volume). New York: The Swedenborg Foundation. 127-136; Reprinted in J. Lawrence (Ed.) Testimony to the Invisible. San Francisco: J. Appleseed and Co., 1995.
Taylor, E. (1988 b). The appearance of Swedenborg in the history of American Psychology. In E. J. Brock, et al., (Eds.), Swedenborg and his influence (pp. 155-178). Bryn Athyn, PA: The [...]



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
Hosted by uCoz